Лента новостей
Новости дня

«Для России и США Азербайджан имеет ключевое значение»

26 марта,2009 00:00

Интервью с независимым политологом Расимом Мусабековым

 

Какие из произошедших в последнее время в регионе событий, процессов, оказывают (или могут оказать) наибольшее воздействие на Азербайджан?

— Безусловно, наибольший отпечаток на Южный Кавказ оказала августовская война (я сторонник того, чтобы называть вещи своими именами) между Россией и Грузией в связи с попыткой Тбилиси восстановить свой контроль над Цхинвалом и положить конец провокационным действиям незаконного, марионеточного, полукриминального режима Кокойты в Южной Осетии. В результате заметно изменилась региональная геополитика. Россия полностью утратила сухопутные и воздушные коммуникации для связи со своей военной базой в Гюмри и стратегическим союзником – Арменией. Хотя вопрос о ПДЧ (План действий относительно членства в НАТО – ред.) для вступления Грузии в НАТО снят с повестки дня, но зато США подписала с Тбилиси Декларацию о стратегическом партнерстве, а западные страны обязались выделить Грузии на восстановление ее пострадавшей от российских войск экономики около 4 миллиардов долларов. Таким образом, августовские события и признание Москвой «независимости» Южной Осетии и Абхазии привели не к укреплению, а ослаблению ее позиций. Опасения конфронтационных сценариев побудило руководство Турции к налаживанию диалога с Арменией, укреплению взаимодействия с Россией. Так вкратце, на мой взгляд, выглядит ситуация.


Что характеризует в большей степени политику России и США в отношениях с Азербайджаном на сегодняшний день, и насколько эта политика изменилась после августа 2008 года?

— Как для России, так и для США Азербайджан, в силу выгодного географического расположения, наличия энергоресурсов, самой крупной по территории, населению, экономике и финансовым ресурсам страны региона, имеет ключевое значение. Вашингтон через высокопоставленных руководителей Министерства обороны, Госдепартамента, даже вице президента Чейни настойчиво предлагал не только экономическое и энергетическое, но и военно-политическое партнерство, включающее гарантии безопасности. Смена администрации в Белом Доме вряд ли радикально изменила эти планы. Однако слабым местом американских предложений является то, что эти гарантии не предполагают прямую помощь в освобождении оккупированных армянскими силами территорий Азербайджана, но могут втянуть Баку в опасную конфронтацию с Россией и Ираном. Поэтому не удивительно, что руководство Азербайджана колеблется и не торопится откликнуться на авансы США.

 

Россия также обхаживает Азербайджан. Сюда одним из первых совершил свой официальный визит президент Медведев. Москва выступила инициатором встречи президентов Алиева и Саркисяна и подписания Майндорфской Декларации по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта по поводу Нагорного Карабаха. Российский ГАЗПРОМ выразил готовность закупать по мировым ценам весь объем газа, который будет добыт из месторождения «ШАХДЕНИЗ» по второй фазе. Российский ВПК предлагает Азербайджану практически весь набор своей продукции. Расчеты Москвы, заключаются в том, чтобы хотя бы немного продвинуть процесс карабахского урегулирования и открыть коммуникации в Армению и к своей базе через Азербайджан, попутно укрепив свои позиции и влияние в обеих конфликтующих странах. Одновременно, если получиться, подстрекнуть и втянуть Ереван к разжиганию сепаратизма в армяно-населенной области Джавахетии, а  Баку к аналогичной конфронтации в азербайджано-населенной области Борчалы Грузии. Однако доверие планы и предложения России в адрес Азербайджана уже не вызывают. Да и Ереван поостерегся занять в отношении Грузии враждебную позицию и вопреки давлению Москвы не пошел на признание Абхазии и Южной Осетии.


Каковы главные уроки августовских процессов 2008 года для Азербайджана с Вашей и с официальной точек зрения?

— За официальные власти я говорить не стану, а как политический аналитик лишь могу поделиться своими соображениями. Главный урок – это правильность осмотрительной линии поведения, которую все последние годы проводил официальный Баку. Как показал опыт, слишком резкие движения правительства Саакашвили рискованны и  привели к большим потерям. Но те, кто полагал, что Азербайджан перепугается после августовской российско-грузинской войны и бросится в объятия Кремля, ошиблись. Это не произошло. Когда же стало известно о передаче Москвой Армении большой партии оружия, вывезенного из Грузии при эвакуации Ахалкалакской и Батумской баз, президент Алиев объявил о прямой поддержке проектируемого газопровода НАБУККО, о росте военного бюджета и вновь не исключил, в крайнем случае, силовой вариант восстановления территориальной целостности страны. Переговоры по карабахскому урегулированию вновь вернулись в формат Минской Группы, без эксклюзивной роли России. Азербайджан вряд ли пойдет на авантюристичное форсирование военных действий, но методично продолжит наращивать собственное экономическое, военное превосходство силы и давление на Армению. Также маловероятен переход Азербайджана на российскую орбиту.


Насколько долгосрочным может быть турецко-российское сближение и как это может повлиять на Армению и Азербайджан?

— Не думаю, что российско-турецкие отношения следует противопоставлять Западу. Турция – влиятельный член НАТО и кандидат на вступление в Евросоюз. Отношения Анкары с Москвой чрезвычайно важны, но не могут даже близко быть сопоставлены с тем, что связывает Турцию с США и Европой. Во время августовских событий Анкара заняла сдержанную позицию. Турецкое руководство осознавало, что углубление конфронтации по линии НАТО-Россия возлагает бремя военных, экономических рисков и потерь именно на нее. Ради Абхазии и Южной Осетии ввязываться в опасную конфронтацию с Россией там не хотели, тем более, что влиятельная черкесская диаспора в Турции резко выступила против действий правительства Саакашвили.

Однако, говорить о повороте Турции в сторону России было бы большим преувеличением. Тактические интересы Москвы и Анкары временно могут совпасть в части предотвращения роста напряженности на Южном Кавказе, в особенности в свете угрозы возможного «размораживания» Карабахского конфликта. Ведь остаться в стороне при таком ходе событий Турции было бы весьма сложно. При всех случаях я полагаю позитивным стремление Турции через диалог и партнерство с Москвой найти развязку существующих на Южном Кавказе конфликтов. От этого как Азербайджан, так и Армения могут  лишь выиграть.


 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать