Лента новостей
Новости дня

После сочинской встречи – война или мир?

09 августа,2014 19:09

8-9 августа в Сочи планируется проведение отдельных встреч президента Армении Сержа Саргсяна и президента Азербайджана Ильхама Алиева с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. “На конец этой недели в Сочи намечаются раздельные встречи нашего президента с президентом Армении и затем — с президентом Азербайджана, и, когда все они окажутся в одном месте в одно время, то наверное, не обойтись без разговора о Нагорном Карабахе. Но как это будет организовано, зависит от самих нас. Конечно, мы будем говорить с нашими партнерами из Азербайджана и из Армении о том, как можно с нашей стороны, со стороны Минской группы ОБСЕ, сопредседателей, прежде всего, помочь укреплению доверия и снижению рисков конфронтации”, — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Официальная Москва, фактически, обеспокоена эскалацией напряженности на линиях соприкосновения, и она не ограничилась заявлением МИД РФ, которое также, как и все заявления, поступившие в эти дни от международных организации и должностные лиц разных государств, содержало призывы, направленные к обеим сторонам конфликта.

 

РФ инициирует проведение переговоров по урегулированию Карабахского конфликта на уровне президентов под эгидой Путина. Это в том случае, когда довольно длительное время оставалось безответным предложение президента Франции по проведению встречи Саргсян-Алиев в Париже, по поводу которого стороны так и не дали четкого ответа, когда эта встреча может быть проведена, или состоится ли она вообще.

 

Министр иностранных дел России отметил также, что вместе с американскими и французскими партнерами предпринимаются усилия для того, чтобы помочь наконец решить те несколько вопросов, которые пока препятствуют заключению документа, в котором будут содержаться политические принципы урегулирования конфликта. “Мы в любом случае попытаемся эти несколько вопросов все-таки довести до кондиции, чтобы стороны сформировали приемлемый для них пакет.”
Лавров подразумевал принятие политического заявления, в котором будут изложены те принципы, которыми следует руководствоваться в вопросе урегулирования конфликта, однако также добавил, что сделать это будет не просто, так как подобные попытки раннее предпринимались ни раз, но каждый раз что-то мешало для окончательного решения.
Одним из препятствий на пути к принятию такого документа, пожалуй, является то обстоятельство, что систематически вооружаемый российской стороной режим Ильхама Алиева, вообразил, что своей “боеспособной армией” он сможет оказать давление на армянскую сторону. Официальная Москва оказала бы процессу урегулирования несоизмеримую помощь, если бы РФ, будучи страной, способствующей мирным переговорам, и являясь сопредседателем Минской группы ОБСЕ, не вооружала Азербайджан, точно так, как этого не делают другие страны — сопредседатели – США и Франция.
Однако вернемся к вопросу о том, что же заставило Владимира Путина внезапно заняться урегулированием Карабахского конфликта, к тому же — сейчас, когда напряженность в отношениях Россия-США достигла апогея, в результате украинских событий, в частности – после крушения малазийского лайнера.
Путин желает в очередной раз подчеркнуть роль и влияние России на власти стран постсоветского пространства. И теперь, на фоне жесткой позиции Запада по отношению к России, самое время — еще раз напомнить о своей силе и своем влиянии на Южном Кавказе. Это одна сторона медали. Однако еще более важен другой вопрос: какая ситуация сложится после сочинской встречи? Напряжение на линии соприкосновения сторон спадет и Серж Саргсян и Ильхам Алиев выразят Владимиру Путину свою признательность за проявленное особое отношение к процессу урегулирования Карабахского конфликта и за приложенные на пути утверждения мира усилия, и это все? Возможно, сработает этот сценарий.
Однако не стоит исключать и другой. Сочинские встречи могут ознаменоваться принятием решения, которое станет единственной “гарантией” для стабилизации ситуации на линии соприкосновения сторон — решение о необходимости размещения миротворческих войск России.
Несложно представить, как эта идея будет воспринята международным сообществом, в том числе – другими странами нашего региона. Однако периодически сведения об этих стремлениях Москвы все же распространяются, и потом: в каких это вопросах нынешнее руководство России считается с международным сообществом, чтобы считаться с ним, например, еще и в вопросе о введении своих миротворческих сил на карабахской линии соприкосновения?
Не исключается также и другой вариант: напряженность на границах будет сохраняться, и в результате карабахский фронт может стать новым очагом столкновения интересов Запад-Россия, что может быть чревато непредсказуемыми последствиями.
При любом сценарии, действительность заключается в том, что спустя всего несколько месяцев после стремлений Путина по присоединению Армении к Евразийским программам и после принятия решений власти Армении, ситуация на армяно-азербайджанской и карабахско-азербайджанской границах достигла беспрецедентного напряжения. Со дня подписания договора о прекращении огня такая ситуация на границах возникла впервые, впервые за 21 год. Случайность ли это?..

 

Эмма ГАБРИЕЛЯН 

 

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать