Лента новостей
Новости дня

Как карабахцы накормили российских демократов

01 сентября,2014 21:49

Накануне в редакцию газеты «Аравот» пришел житель Аштарака, 77-летний Левон Ованнисян и принес с собой, как он сказал, «исторический документ», который до сегодняшнего дня нигде не публиковался и о котором он никогда не говорил. Хранивший эту бумажку 23 года Левон Ованнисян, который окончил факультет менеджмента Российской  экономической академии им. Г.В. Плеханова, решил опубликовать ее, будучи уверен, что этот факт в российско-армянских отношениях обязательно пригодится, и, может быть даже станет где-то поводом, чтобы мы, армяне, этим гордились.  Документ с печатью Казначейства России был следующего содержания: «Армянский народ Карабаха пожертвовал 700 рублей для строительства памятника погибшим демонстрантам-демократам».

По словам Левона Ованнисяна, этот документ Российского казначейства был составлен в 1991 году, когда в августе того года коммунисты, не смирившись с потерей власти, решили взять власть в свои руки, сместив с должности бывшего президента РФ Бориса Ельцина.

«17 августа 1991 года я поехал в Москву, чтобы повидаться с друзьями и приобрести для дома бытовые вещи. В кармане у меня было 3000 долларов. Утром следующего дня, 18 августа, в гостинице начался переполох, все по углам что-то обсуждали, появились сведения, что коммунисты готовятся совершить революцию и сместить Ельцина. У Дома правительства России демократы построили баррикады, чтобы преградить путь танкам коммунистов», – рассказывает Левон Ованнисян. Он отметил, что в эти дни азербайджанские военно-воздушные силы безжалостно бомбили Нагорный Карабах, Степанакерт, из-за чего люди жили в подвалах: «Когда я услышал о намерении коммунистов, подумал, что их возвращение будет означать конец Карабаху. В этот момент во мне родилась легенда, которую я должен был осуществить любой ценой. Я решил имеющуюся у меня сумму денег потратить с пользой для жителей Карабаха. Угостил каждого сотрудника гостиницы коньяком, и попросил помочь мне купить в буфетах продукты питания и сигареты, которые ящиками относил и раздавал демократам, соорудившим баррикады, говоря при этом, что карабахцы собрали для вас деньги, чтобы мы покупали вам продовольствие. Я говорил, что карабахцы – христиане, что демократы должны любой ценой удержать Ельцина, чтобы он позаботился об армянах, а то азербайджанцы уничтожат всех, так как они те же самые турки. А на этой площади собралось полмиллиона человек. И я все время пропагандировал, что карабахцы – армяне-христиане, и что даже в таком тяжелом положении собрали по рублю, чтобы помочь русскому народу, а если придут коммунисты, то они уничтожат всех карабахцев». Чтобы помощь народа Карабаха была засвидетельствована каким-либо документом, Левон Ованнисян решил любой ценой попасть в российский Белый дом, который в эти дни охранялся в усиленном режиме.

«Используя мои московские связи, я попросил помощника министра культуры России Анну Егорову сделать что-нибудь, чтобы я попал в Белый дом. Она мне сказала, что среди демократов находится сын директора Большого театра, тележурналист Владимир Кириллович Молчанов, отец которого был моим другом. Анна посоветовала найти Владимира. Со всех сторон стояли солдаты с автоматами и никому не разрешали подходить к зданию. Увидев, что пробегает Володя, я закричал так громко, что Володя вздрогнул. Я сказал, что он должен мне помочь, что я друг его отца. Я рассказал ему, что народ Карабаха собрал денег и отправил демократам, и чтобы я смог дать отчет по этой моей командировке, я должен выступить с трибуны и внести деньги в казначейство, чтобы иметь документ, свидетельствующий о том, что деньги дошли до места назначения. Володя сказал мне, что вечером придут с передачи «Вести» для съемок, и я могу сказать все, что хочу. Я прождал до позднего вечера, однако они не пришли. Володя предупредил солдат, чтобы меня пропустили, когда я приду на следующий день, чтобы я смог внести в казначейство сумму. Я оставил у себя 700 рублей, чтобы внести в кассу от имени карабахцев, чтобы это стало где-то заметно. На следующий день я вернулся, Володя провел меня, и я случайно оказался у трибуны, окруженной миллионом человек. Сам себе сказал: ленинаканец, соберись с умом, не опозорься, и начал выступление».

По рассказам Левона Ованнисяна, с трибуны он вновь рассказал о помощи, отправленной народом Карабаха: «Я сказал, что народ Карабаха в эти дни живет в полуголодном состоянии, женщины рожают в подвалах, гибнут дети, родившиеся не выживают. Я рассказал, что азербайджанские воздушные силы бомбят Карабах, и несмотря на то, что они, как и вы, восставший народ, но у них нет армии, защиты, и вся их надежда на вас, если мы позволим, чтобы коммунисты пришли к власти, то они уничтожат всех. Когда защитники Ельцина, которых я кормил несколько дней, увидели меня выступающим, они начали кричать – Карабах, Карабах, мы сторонники Карабаха. Потом я пошел в казначейство России и внес эти 700 рублей, которые пошли в фонд  строительства памятника трем демонстрантам, попавшим под танки. В тот момент я был одним из самых счастливых людей на свете».

Вернувшись в Армению, Л. Ованнисян отклонил все предложения рассказать об этой истории: «Любое патриотическое дело надо делать бескорыстно и ничего не ожидать взамен. Сейчас никто не заподозрит, что я в 77 лет стремлюсь занять какую-то должность, но ведь это важная вещь, люди должны знать об этом, это бумага, имеющая историческое и политическое значение».

После окончания в Москве академии в 1971 году, Левон Ованнисян 16 лет прожил там, затем обменяв московскую квартиру на квартиру в Ереване, вернулся на родину. Несколько лет он работал в Чаренцаване заместителем директора завода минеральных вод «Бжни». В настоящее время Левон Ованнисян живет в Аштараке.

 

Лусине БУДАГЯН

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Сентябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930