Лента новостей
Новости дня

Спустя 21 год после установления режима перемирия

14 мая,2015 20:35

Он установился на выгодных для Армении и Нагорного Карабаха условиях

Двенадцатого мая исполнился 21 год со дня установления режима перемирия в зоне карабахского конфликта. Тяжелая война, со сменяющими друг друга этапами интенсивных боев и относительной тишины, нанесла сторонам необратимые потери и множество страданий, истощила человеческие и экономические ресурсы конфликтующих сторон. Долгое время установлению перемирия протививился Азербайджан. Ясно, почему: для стороны, понесшей значительные территориальные потери, закрепление режима прекращения огня означало «легитимацию» территориальных потерь. Неоспоримо, что в 1994 году режим прекращения огня для армянской стороны был установлен с бесспорными достижениями: был не только освобожден Нагорный Карабах, но и создан вокруг него надежный пояс безопасности. Руководство новонезависимой Армении, будучи сторонником прекращения военных действий и установления режима перемирия, поставила перед собой четкую цель – закрепить военные успехи дипломатическими достижениями. Неоспоримый факт, что установление режима прекращения огня в 1994 году произошло на условиях, весьма выгодных для Армении и Нагорного Карабаха.

Исключение войны, усилия по установлению мира  

На протяжении всей истории Карабахского конфликта 1994 год стал примечательным. До января 1994 года с инициативами по установлению мира выступали и СБСЕ (ныне – ОБСЕ), и Россия. 28 января 1994 года в Ереван прибывает посол РФ по особым поручениям Владимир Казимиров. После беседы прямо в аэропорту с послом по особым поручениям президента Армении в 1992-95 гг., руководителем Государственного управления по национальной безопасности РА Давидом Шахназаряном он сразу же отправляется в Степанакерт. Во время пребывания Казимирова в Степанакерте азербайджанская военная авиация нарушает воздушное пространство НКР. Вернувшись в Ереван, Владимир Казимиров обсуждает с Давидом Шахназаряном, министром ИД Вааном Папазяном, затем и с Левоном Тер-Петросяном российскую инициативу по урегулированию конфликта, суть которой сводилась к прекращению военных действий с 1 февраля.

Photo-1_Kazimirov_David_1994

Ответ армянских сторон был положительным, а официальный Баку выдвинул предусловие: «Если Армения обяжется вывести войска с территории Азербайджана, то мы в свою очередь готовы немедленно начать переговоры и подписать соглашение» (министр ИД Азербайджана Г. Гасанов). Непреклонную позицию занимает и госсоветник по вопросам внешней политики В. Гулузаде: «Азербайджанская сторона не намерена прекращать военные действия, пока территория республики оккупирована армянскими силами».

Таким образом, январская миссия Казимирова проваливается по вине азербайджанской стороны: это подтверждает заявление, распространенное Д. Шахназаряном. «Азербайджан в очередной раз провалил обновленную инициативу России по установлению в Нагорном Карабахе повсеместного прекращения огня, точно так, как со стороны Баку были отклонены миротворческие усилия СБСЕ», – говорилось в заявлении, и делался логический вывод: «Азербайджан ищет исключительно военного решения карабахского вопроса».

Прибывший 8 февраля 1994 года с официальным визитом в Лондон Л. Тер-Петросян сообщает, что вариант взаимоуступок в вопросе урегулирования более реален, однако в сложившихся психологических условиях ни армянская, ни азербайджанская стороны не готовы к уступкам, а споры вокруг статуса Нагорного Карабаха еще больше углубят вооруженный конфликт. Президент РА также подтверждает факт присутствия в азербайджанской армии в ходе карабахской войны тысяч афганских моджахедов, бывших советских летчиков и танкистов, турецких военных советников и офицеров.

18 февраля по инициативе министра обороны РФ Павла Грачева в Москве проводятся переговоры по новой программе, в которых участвуют министр обороны Азербайджана М. Мамедов, представитель армии Нагорного Карабаха Б. Саакян, министр обороны РА С. Саркисян и В. Казимиров. Достигается четырехстороннее соглашение (Армения, Нагорный Карабах, Азербайджан, РФ), согласно которому на 1 марта планируется установление режима прекращения огня, разведение сторон, вывод всех «иностранных войск» и наемников из зоны конфликта, обмен заложниками и военнопленными.

Активизация МГ ОБСЕ

В первых числах марта, вначале в Баку, а затем в Степанакерте и Ереване побывала делегация МГ СБСЕ (ныне – ОБСЕ) во главе с Яном Элиассоном. Армянские стороны отмечают, что миротворческие усилия окажутся более эффективными, если посреднические инициативы будут включены в рамки международных организаций, в частности СБСЕ, в виде единого согласованного мирного плана. Я. Элиассон выражает готовность активизировать процесс Минской группы, и он не видит противоречий в миротворческих усилиях РФ и СБСЕ.

31 марта в регион прибывает  делегация Межпарламентской Ассамблеи СНГ (МПА СНГ) во главе с президентом Кыргызстана М. Шеримкуловым. В составе делегации находится и В. Казимиров. Армения и НКР пытаются создать стабильные гарантии для достижения режима прекращения огня и в качестве этого рассматривают размещение разделительных сил и наблюдателей в зоне, сформированной после отвода сил, и только после решения этих вопросов приступить к переговорам о статусе Нагорного Карабаха, причем с участием Нагорного Карабаха в качестве полноправной стороны конфликта.

В заявлении, принятом 15 апреля Советом глав стран – членов СНГ, содержится призыв к международному сообществу, СБСЕ и ООН также поддержать усилия СНГ, направленные на урегулирование конфликта. Однако на этом саммите Г.Алиев не соглашается с предложением Л. Тер-Петросяна о подписании документа, гарантирующего мир. Спустя несколько дней с пояснениями выступает Г. Гасанов, называя российский план выгодным для армянской стороны: «В ней отсутствует принципиальный для нас вопрос – освобождение занятого Лачинского района и города Шуши». Азербайджанский дипломат недипломатично добавляет: «Создается впечатление, что план разрабатывался в Ереване».

В противовес активности России ряд шагов был предпринят Соединенными Штатами. 31 марта 1994 года публикуется обращение 29 сенаторов США к Биллу Клинтону, в котором они рекомендуют президенту США предпринять эффективные шаги, направленные на мирное урегулирование вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном: «В ходе этой жестокой войны армянский народ перенес неслыханные лишения, однако правительство президента Тер-Петросяна привержено идеалам и принципам демократии».

В апреле в Стокгольме встречаются В. Казимиров и Я. Элиассон, и договариваются о сохранении контактов между ООН и СБСЕ. В конце апреля в Москву приезжает председатель парламента Азербайджана Расул Гулиев. П. Грачев уверяет, что Азербайджан готов прекратить огонь в зоне конфликта к утру 28 апреля, если такое же решение примет Армения. Грачев оговаривает особую роль для наблюдателей СНГ и СБСЕ и отмечает, что Азербайджан согласился с предложением о вводе российских войск на линию соприкосновения сторон. Ответ карабахской стороны на этот план, адресованный министрам обороны и ИД РФ, подписывают министр ИД НКР Аркадий Гукасян и командующий Армии обороны Самвел Бабаян. Подтвердив свою готовность к мирному урегулированию вооруженного конфликта между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, они соглашаются с 00.01 часов 29 апреля обеспечить прекращение огня и всех военных действий, опираясь на четырехсторонний протокол от 18 января.

В начале мая в Бишкек прибывают парламентские делегации Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана. Начинаются переговоры с участием председателя МПА СНГ В. Шумейко и руководителя миротворческой группы М. Шеримкулова, главы Совета МПА СНГ М. Кротова. 5 мая подписывается «Бишкекский протокол», где парламентарии призывают стороны прекратить огонь в зоне конфликта (со стороны Армении – Б. Араркцян, со стороны НКР – К. Бабурян, со стороны РФ – В. Шумейко, со стороны Кыргызстана М. Шеримкулов, а также В. Казимиров и М. Кротов).

Однако заместитель председателя парламента Азербайджана А. Джалилов отказывается подписать протокол и возвращается в Азербайджан. В Баку отправляется В. Казимиров, и 8 мая Р. Гулиев сообщает, что Азербайджан также присоединяется к «Бишкекскому протоколу». Затем правомочные представители трех стран, опираясь на протокол от 18 февраля, обязуются прекратить огонь с 12 мая 1994 года, и интенсивно работая, закрепить его в ближайшие дни надежными, юридически обязующими подписями. Предусматривалась разработка механизма по невозобновлению военных и вражеских действий, вывод войск с занятых территорий и восстановление коммуникаций, возвращение беженцев, продолжение переговорного процесса.

Установление режима прекращения огня

16-17 мая 1994 года в Москве, при посредничестве П. Грачева, начинаются четырехсторонние переговоры между руководителями военных ведомств трех сторон конфликта. Со стороны Армении участвуют Д. Шахназарян и С. Саргсян, со стороны Нагорного Карабаха – С. Бабаян, со стороны Азербайджана – М. Мамедов. Переговоры проходят в присутствии представителей нескольких десятков СМИ. Переговаривающиеся стороны договариваются о прекращении огня, однако, переговоры о подписании заключительного протокола по размещению миротворцев в зоне соприкосновения прекращаются из-за отъезда министра обороны Азербайджана М. Мамедова в Баку. Он сообщает, что у него нет полномочий на подписание других документов, кроме подписания документа о прекращении огня, и он должен посоветоваться с президентом страны. Азербайджан немедленно поясняет: азербайджанская сторона намерена вести переговоры об урегулировании конфликта только в рамках СБСЕ, а о размещении российских миротворцев в зоне конфликта речи быть не может.

Согласно некоторым источникам, в ту ночь в Баку срочно отправилась делегация Госдепа США во главе со специальным советником госсекретаря США Джеймсом Коллинзом и американским сопредседателем Минской группы Джозефом Пресселом, после чего Г. Алиев не соглашается с предложением П. Грачева о размещении в зоне конфликта российских войск. В те же дни В. Казимиров и Я. Элиассон в своем совместном заявлении подчеркивают важность договоренностей сторон и предлагают заключить соглашение с целью закрепления режима прекращения огня. Они констатируют, что стороны никогда не были так близки к окончательному миру, и призывают их «не упустить этот шанс».

27 июля происходит другое примечательное событие. Руководители военных ведомств Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана – С. Саргсян, С. Бабаян, М. Мамедов встречаются без посредников, в итоге чего подписывается соглашение, по которому заново утверждается и получает юридический статус соглашение о прекращении огня от 12 мая, а стороны обязуются не нарушать его и активизировать переговорный процесс.

Соглашение отсылается П. Грачеву, А. Козыреву, В. Казимирову и Я. Элиассону. В. Казимиров и Я. Элиассон немедленно выступают с совместным заявлением и приветствуют подписание данного соглашения.

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Май 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031