Лента новостей
Новости дня

Висящее на стене ружье, в конце концов, выстрелило

05 апреля,2016 22:57

Противник выстрелил из оружия, предоставленного «стратегическим союзником»

В ночь с 1-го на 2-ое апреля произошло то, о чем предупреждалось давно. За последние несколько лет, заплатив миллиардные сверхдоходы от продажи нефти нашему стратегическому партнеру – России, Алиев-младший закупил огромное количество вооружений. Это оружие не могло однажды не выстрелить. Но почему именно сейчас? Почему именно в тот день, когда, как Серж Саргсян, так и Ильхам Алиев, после саммита по ядерной безопасности, завершив встречи в США, должны были вернуться в Ереван и Баку? Причины находятся на поверхности.

Если в результатах визита Сержа Саргсяна с точки зрения укрепления отношений Армения-США существенных шероховатостей не было, кроме известных российских ограничений, то результаты визита Алиева примечательны тем, что их нужно разделить на две части. Что касается нефтегазовых проектов будущего, то Алиеву сделали весьма соблазнительные предложения, и здесь можно поставить «плюс». Но очевидно, что никакой многомиллиардный проект не может работать в регионе, где выгодоприобретатель будет продолжать дестабилизировать ситуацию в собственной стране коррупцией на африканском уровне, репрессиями, а также регион – своей максималистской и воинствующей политикой касательно неурегулированного карабахского конфликта. И Алиева Байден и Керри предупредили, что к урегулированию ведет только мирный путь, а для этого нужно принять предложения Минской Группы касательно механизмов международного контроля на линии соприкосновения. А без этого шага никакой крупный энергетический проект не может работать.

Но это значит также, что Азербайджан, принимая это предложение, лишается рычага шантажа возможностью возобновления войны, что невообразимо для Алиева. И здесь нужно поставить большой «минус». Взволнованному от непреклонности США Алиеву ничего не оставалось, как «перевернуть стол». Но для того, чтобы представить последствия такого своевольного поступка, больших усилий не требуется. Следовательно, без согласия старшего «брата» это было бы невозможно. Возникает закономерный вопрос: кто старший «брат», имеющий такое влияние: США, Россия или же Турция?

Американцев сразу же можно исключить, поскольку именно американцы предложили и настаивают на идее внедрения механизмов на линии соприкосновения. Остались Турция и Россия. Эрдогану, который противостоит реальной оппозиции, более или менее свободной и влиятельной прессе, сирийским вызовам, курдскому партизанскому движению в стране, где нет собственных энергоносителей, но есть идущие из Азербайджана нефтепроводы и газопроводы? Ясно, что риторика останется риторикой: такие анти-политологические, но красивые слова, как «тюркское братство», «один народ – два государства» еще прозвучат, но дестабилизация ситуации на Южном Кавказе, даже не в Нагорном Карабахе, представляет существенную опасность для Турции, и не только с точки зрения энергетической безопасности. Тем более, если учесть нынешний кризис в российско-турецких отношениях.

Можно не любить Эргодана, подозревать его в чем попало и не сомневаться в его подчеркнуто негативном отношении к Армении, но нельзя отрицать, что он не пойдет на действия, последствия которых для его страны и администрации настолько очевидны. Заявления о «братстве» ни к чему не обязывают, но приносят внутриполитические дивиденды, тем более, когда в Турции стоит вопрос о конституционных изменениях. Остается Россия. А какая выгода от всего этого для Москвы?

Москве в Карабахском конфликте противопоказаны как широкомасштабная война, так и мир. Москве нужна управляемая нестабильность, пульт управления которой будет только в ее руках и, исходя из необходимости, «температуру» нестабильности можно повышать или понижать. А после того как Алиева в США «обидели» касательно вопроса, в котором теряет также Москва, при том – теряет сильно и необратимо, повышение «температуры» просто стало императивом.

Кроме этого в данном беспрецедентном обострении есть и другой контекст тоже: Иран. Эскалацией ситуации на Южном Кавказе Москва и Баку желают дать понять Ирану и потенциальным потребителям огромных энергоресурсов этой страны, что не нужно думать о возможных маршрутах через этот регион, пока вопрос не согласован с Путиным и Алиевым. И именно здесь совпали интересы Москвы и Баку, как во времени, так и в пространстве.

В конце концов, давно известный факт, что усилия Минской Группы не по душе ни Москве, ни Баку. Известно также, что Москва и ранее прилагала усилия, чтобы перенести переговорный процесс из плоскости деятельности Минской Группы в плоскость русско-азербайджанской сделки. Факт и то, что армяно-азербайджанским встречам на российских площадках предшествовала управляемая дестабилизация…

И висящее на стене ружье выстрелило.

Наш противник выстрелил из оружия, предоставленного нашим же «стратегическим союзником», с отмашки нашего же «стратегического союзника», выстрелил в нашем направлении.

Противник тот же. А союзник… Единственный стратегический союзник армянского общества – тоже тот же. Это Армянский Солдат, который от всего сердца и с честью выполняет свою миссию. Только, ради Бога, больше не называйте северных оружейных «бизнесменов» «стратегическим союзником», это уже стало смертным грехом.

Рубен Меграбян

Газета «Аравот»
05.04.2016

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Апрель 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Май »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930