По мнению бывшего премьер-министра Гранта Багратяна, никто в парламенте не может помешать ППА довести «дело по газу»до конца.
— Заключение комитета по «газу» стало поводом для бурных дискуссий. Несмотря на это, оно ответило на ряд беспокоящих вопросов, документ доказывает наличие нарушений со стороны «Газпрома».
-Сразу отвечу, что в результате работы комитета мы получили ответы на все беспокоящие вопросы, которых у нас не было или были какие-то сомнения. Главная интрига в следующем: почему начиная с января 2015 года Армения на границе покупает газ за 164 доллара, а армянскому потребителю продает до 10000 кубометров за 320 долларов, до этого покупала а 189, продавала за 400 долларов. Украина, например, сегодня получает российский газ за 247, а продает за 270 долларов. С апреля 2015 года в этой стране один кубометр газа стоит 3,6 гривен или 78 драмов (при потреблении до 200 кубометров в месяц) и 7.18 гривен или 155 драмов при потреблении более 200 кубометров. Такие цены действуют с первого апреля и установлены с сохранением требования МВФ об исключении субсидий.
-Сравнивая процесс формирования цен в Армении и Украине, можете объяснить нам, почему в этой стране для населения газ стоит в два раза дешевле, в том случае, когда Киев получает российский газ на 50% процентов дороже?
Читайте также
— Попробую: сравним армянских и украинских потребителей в расчете на 1000 кубометров, в долларах. Отметим, что цифры приблизительные, так как абсолютные сравнения для любых двух стран условны. И так, первое: они получают за 247 долларов, мы — за 164. Так как на Украине 20 % газа — собственное производство с себестоимостью в 110 долларов, то в этой стране базовая цена на газ снижается до 219.6 долларов, что все равно на 34% дороже, чем в Армении. Разница в -56 долларов в пользу армянского потребителя. Второе: у нас существует налог на добавленную стоимость, который составляет приблизительно 60 долларов, разница выходит нулевая. Третье: у нас мелкий потребитель платит на 50 долларов больше (Комиссия по регулированию общественных услуг переняла эту буржуйскую методику), в результате этого, население платит не только за себя, но и частично за крупный бизнес. В итоге армянский потребитель теряет 50 долларов. Получилось +50 долларов. Четвертое: Армения газифицирована на 95%, Украина-на 87% (Россия-на 63.2%),что при отсутствии большого потребления, поднимает себестоимость.Еще 16 долларов, получилось +66. Пятое: потери в Армении составляют 5.5%, на Украине -2.5%. Кстати, эти интересные цифры мы получили в результате деятельности 4-ой рабочей группы комиссии по газу. Эти 3% составляют 9 долларов. Получилось +75 долларов в ущерб потребителю. И еще, комиссия по регулированию общественных услуг среднюю зарплату в «Газпром Армении» рассчитала на 1.44 раза больше, чем средняя зарплата у нас в стране. Если учесть удельный вес расходов на зарплату, то в цене за газ это составляет как минимум 7 долларов в расчете за 1000 кубометров. Получилось +82 доллара. Шестое: судя по данным комитета по газу, инвестиционные и текущие расходы «Газпром Армении» в нашей стране высокие, несмотря на сокращение объемов потребления. Например, рассчитано, что каждый год красятся трубы, но все мы знаем что это не так. Куда уходят эти деньги, комитет так и не выяснил. Это тоже по сравнению с «Нефтогазом» дополнительные 30 долларов. В итоге получается +112 долларов в ущерб потребителю. Так и есть. Сейчас мы потребляем газ за 320 долларов, они за 220, в том числе большую часть (потребляющие до 200 кубометров) за 160 долларов.
— Сейчас много говорится о повышении цены на электроэнергию. Исследована ли эта сфера?
— Комитет в этой сфере работ не выполнял. Хочу сделать всего лишь одно замечание. Данные НСС дают возможность предположить, что эластичность потребления электроэнергии по сравнению с ценой выше единицы. В частности, в первом триместре этого года активность в экономике выросла на 2.5%, а производство электроэнергии снизилось на 12.6%. Значит, все вынужденно экономят. Сегодня стали доступны способы экономии потребления электроэнергии. То есть, по всей вероятности, повышение цены на электроэнергию приведет к большему снижению его потребления. В итоге, в результате любого повышения цены, прибыль ЭСА снизится. Пострадают слои населения, которые имеют маленькую прибыль, и у которых нет средств для сбережений. К стати, по той же причине летом прошлого года повышение цены с 38 драмов до 41.85, не улучшил, а наоборот, ухудшил экономическое состояние ЭСА.
— Кто и каким образом должен отвечать за создавшуюся ситуацию?
-В первую очередь, Комиссия по регулированию общественных услуг Армении и ее руководитель (если, конечно не говорить о том, что по большому счету, ответственны за ситуацию наши власти). Комиссия по регулированию общественных услуг всего лишь служит крупному бизнесу, неправильной методикой вычисляет цену ( я уже сказал о поперечном субсидировании бизнеса за счет населения, о преувеличенных расходах «Газпром Армении», о потерях и так далее) и в результате оправдывает высокую цену как за газ, так и за электроэнергию. Мое мнение однозначно: в вопросе определения цены за газ и за электроэнергию свободу нужно дать поставщикам. В этом случае монополисты, имея в виду эластичность потребления газа и электроэнергии, будут вынуждены фиксировать более низкую цену. Далее надо отметить деятельность руководителей «АрмРусГазАрда» и «Газпром Армении» (имеет в виду Карена Карапетяна и Вардана Арутюняна -Н.Г.). Непонятны принятые ими решения насчет инвестиций, текущих расходов, строительных и других контрактов. Здесь работу нужно продолжить, в случае надобности и на уровне правоохранительных органов.
— Вардан Айвазян, председатель-республиканец комитета отметил, что с оппозиционными членами комитета была договоренность — не делать вопрос темой политических спекуляций, но договоренность была нарушена. Он добавил, что оппозиционерам было предложено еще на месяц продлить деятельность комитета, так как были еще невыясненные вопросы, но оппозиционеры не согласились. В чем причина? И почему беспокоящий всех вопрос стал темой политических спекуляций?
— Как я уже отметил, я не был членом комитета, пару раз только участвовал в заседаниях. Во время обсуждений выступили оппозиционные члены комитета. Насчет спекуляций ничего не могу сказать, я не присутствовал. Но не думаю, что подобная договоренность была. По крайней мере, я бы хотел узнать, на чем спекулировали оппозиционеры. Что касается того, что оппозиционеры были против продолжения деятельности комитета, я бы сам хотел, чтобы комитет продолжил работу. Нет ряда важных исследований: закупки «Газпром Армении» в 2002-2014 гг, контракты, анализ себестоимости и представительских расходов. Оппозиционеры выразились на счет того, почему они не хотели продолжения деятельности комитета. Они видели, что занимающие руководящие должности представители Комиссии по регулированию общественных услуг, министерства энергетики и «Газпром Армении» не приходят на заседания, не отвечают на вопросы.Они думают, что информация, собранная комитетом, может быть использована не по назначению. Существующая информация достаточна для того, чтобы передать ее правоохранительным органам, но они думают, что дело никогда не передадут соответствующим органам. Следовательно, свое присутствие они считают бессмысленным (смотрите их выступления во время обсуждений вопроса на заседании НС). Но РПА в парламенте имеет большинство.Если на самом деле хотят сделать что-то хорошее, то никто не мешает им продлить жизнь комитета, независимо от позиции оппозиционеров.