Бывший губернатор Сюника Роман Навасардян, ныне возглавляющий общество “Навро”, считает довольно спорной приватизацию Зангезурского медно-молибденового комбината.
Предприятие возглавляет список наиболее крупных налогоплательщиков Армении. Только во втором квартале этого года сумма выплаченных комбинатом налогов составила более 12 млрд драмов. Это вдвое больше, чем занимающая вторую горизонталь компания “АрменТел”. “Каджаранский комбинат – локомотив нашей тяжелой промышленности. Именно он является основной движущей силой среди предприятий горнорудной и тяжелой промышленности”,- говорит Роман Навасардян, занимавший в свое время пост директора Зангезурского медно-молибденового комбината. Он и сейчас, будучи руководителем ООО “Навро”, продолжает свое дело – занимается разработкой новых технологий для горнорудных предприятий, проблемой сохранения экологии.
Касаясь приватизации Зангезурского комбината, г-н Навасардян сказал: “Я не против приватизации, но только если вижу, какая ставится цель — развивать, модернизировать предприятие и т.д. В данном случае необходимости в приватизации, как мне кажется, не было. В условиях нынешних цен на цветные металлы прибыль комбината составляет 100 млн долларов… Когда я возглавлял завод, стоимость молибдена была в 15 раз ниже, но и тогда мы работали с прибылью. Сейчас комбинат сам мог бы осуществлять инвестиции с целью модернизации. На это потребуется самое большее 15 млн долларов”.
По мнению Р.Навасардяна, процесс приватизации был осуществлен с серьзными недостатками. “В Армении все знают коллектив Каджаранского завода. Свои обязательства перед государством он выполняет полностью, предприятие работает на 100 процентов своих мощностей. Но коллектив завода лишили права участвовать в приватизации предусмотренных законом 20 процентов. Между тем в силу своих моральных качеств и технической деятельности этот коллектив достоин большего”.
По словам бывшего директора комбината, была разработана программа создания концерна, который объединил бы все областные предприятия сферы цветной металлургии. “Что могла дать эта программа? Возможность работать предприятиям-поставщикам. Каджаранский комбинат нуждается в продукции машиностроения, в обслуживании, в запчастях. В концерн вошли бы строительные, научные организации. На основе этого масштабного проекта что-то создали, но получилось не то, что планировали. А ведь для реализации программы помощь не требовалась, особено если учесть, что после 2000 года цена на молибден поднялась в десятки раз. В случае осуществления проекта сегодня в Сюнике не было бы ни проблемы безработицы, ни тех игр, которые ведутся под предлогом приватизации”,- заметил Роман Навасардян. Он привел еще один примечательный факт. После приватизации Капанского и Агаракского комбинатов их управление осуществлял Каджаранский комбинат, который явлется государственным предприятием. Обычно приватизируют, чтобы сменить управление, а тут приватизировали, но управление частным предприятием осталось в руках государственного комбината. “Значит управление осуществлялось нормально, раз владельцы доверили”,- отметил Р.Навасардян. “В конце этого года,- добавил он,- будут произведены расчеты, и тогда увидим, сколько дает государству Зангезурский медно-молибденовый комбинат. Если окажется, что больше, значит правильно сделали, что приватизировали. Но я на 100 процентов убежден, что так не будет”.
АННА ИСРАЕЛЯН
Капан-Ереван