В принятый в первом чтении проект конституционных реформ вошло 18 новых статей. В целом выдвинуто 321 предложение.
Авторами подавляющего большинства предложений являются разработавшие проект Республиканская партия, “Оринац еркир” и АРФ Дашнакцутюн. Все представленные ими 180 предложений учтены.
64 предложения выдвинул депутат от оппозиции Аршак Садоян и 50 — Грануш Акопян. Однако все их инициативы были отклонены. Менее продуктивным, по сравнению со своими коллегами, оказался председатель парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Рафик Петросян, выдвинувший всего 12 предложений. Абсолютную пассивность проявили члены группы “Народный депутат”, фракций Объединенной трудовой партии и блока “Справедливость”.
На вчерашнем внеочередном заседании Национального Собрания произошел инцидент, который стал еще одним аргументом в пользу отказа оппозиции от законотворческой работы. Представитель “Справедливости” Шаварш Кочарян указал на допущенное нарушение регламента – основной докладчик Мгер Шахгельдян начал представлять проект конституционных изменений в режиме второго, а не первого чтения, как этого требовал закон. “Господин Кочарян, вы 1,5 года бойкотировали заседания, так будьте добры не мешать”,- заявил в ответ спикер парламента Артур Багдасарян. Кроме того, он не предоставил Ш.Кочаряну возможность возразить, что также является нарушением регламента НС.
Оппозиционная фракция “Национальное единение” выдвинула два предложения. Одно из них предусматривает включение в проект следующей статьи: “Вопросы государственного значения выносятся на общенародный референдум по инициативе президента РА или Национального Собрания, а также по инициативе граждан при наличии как минимум 150 тысяч подписей”. Касаясь причин отклонения этого предложения, вице-спикер Тигран Торосян заметил, что в силу наших традиций подобные механизмы не будут работать эффективно.
Любопытно проанализировать, какие положения отказались включить в проект его авторы. Так, отклонено предложенное Грануш Акопян следующий пункт: “Отчуждение собственности для нужд общества и государства может производиться только в исключительных случаях на основе закона, обосновывающего исключительность данного случая отчуждения и устанавливающего адекватную компенсацию”. Актуальность этой инициативы подтвердил пикет у здания парламента, организованный лишившимися жилья в так называемых “зонах реализации” ереванцами, которые требовали не утвеждать конституционные реформы. Были отклонены и другие положения Грануш Акопян – “Любой трудящийся имеет право на отдых”, “Родители имеют право и обязаны заботиться о полноценном и гармоничном здоровье, образовании и воспитании своих детей”, а также предложение, согласно которому постоянные комитеты Национального Собрания “посредством проведения слушаний осуществляют контроль за выполнением законов”. Депутат предложила предоставить право на законодательную инициативу не только парламентариям и членам правительства, но также президенту РА, Конституционному и Кассационному судам, Центробанку, государственным регулирующим комиссиям.
В проект реформы не вошло и предложение А.Садояна, согласно которому “президент республики может быть смещен за невыполнение обязательств, возложенных на него Конституцией, умышленное нарушение законов, злоупотребление должностным положением, государственную измену или тяжкое преступление”.
Наиболее горячие споры на вчерашнем обсуждении вызвал вопрос о сохранении неприкосновенности президента даже после его отставки. Согласно ст. 56.1 проекта реформы Конституции, “на срок своих полномочий и по его истечении президент не может подвергаться преследованиям и привлекаться к ответственности за действия, вытекающие из своего статуса”. Некоторые депутаты выступили с возражениями, заявив, что президент обязан отвечать за последствия подписанных им решений.
Были отклонены предложения не только депутатов. По словам Шаварша Кочаряна, не учтены 16 предложений Венецианской комиссии. Напомним также, что в резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы содержался призыв осуществить конституционные изменения в разумные сроки. Между тем этот процесс сильно затянулся. Более того, положения об утверждении в Ереване системы местного самоуправления будут разработаны только в течение ближайших двух лет.
АННА ИСРАЕЛЯН