Так представители оппозиции отреагировали на недавние заявления генпрокурора РА Агвана Овсепяна.
Первого декабря генеральная прокуратура Армении выступила с заявлением о создании специальной комиссии, которая должна заняться изучением газетных публикаций о нарушениях, допущенных во время референдума по конституционным поправкам. Спустя 20 дней генпрокурор Агван Овсепян, представляя итоги работы комиссии, заявил, что по 25 сообщениям возбуждено одно уголовное дело. Это в том случае, когда общественный информационный центр оппозиции только в день голосования получил более 100 сигналов. Кроме того, многочисленные факты фальсификаций, подтасовок и вбросов зарегистрированы в докладах местных наблюдательских миссий.
Представитель партии “Наследие” Степан Сафарян, касаясь заявлений генпрокуратуры, заметил: “Поведение этого ведомства всегда вызывало удивление, хотя сейчас я перестал удивляться, поскольку многочисленные свидетельства о совершенных преступлениях имелись и ранее, однако никто так и не был привлечен к ответственности. Речь идет и о подтасовках на 40 избирательных участках, указанных в решении Конституционного суда РА от 2003 года, а также о направленных в прокуратуру материалах. Ни по одному из этих фактов уголовное дело не было возбуждено. Сейчас наблюдатели отказываются предоставлять прокуратуре сведения и протоколы, а сама прокуратура не прилагает усилий для выявления авторов фальсификаций. С другой стороны, есть конкретные факты нарушений, протоколы, которым прокуратура не дала ход”.
Что касается изучений, связанных с ходом референдума, то, по словам С.Сафаряна, “известно, по какому сценарию было проведено изучение, в частности, на избирательном участке, упомянутом генпрокуратурой”. Напомним, что заместитель генпрокурора Г.Даниелян привел факт, имевший место в Армавирской области. В местной прокуратуре сообщили, что наблюдатель, которому запретили появляться на избирательном участке, опроверг эту информацию. “В действительности сигнал от этого наблюдателя поступил. Другое дело, что под давлением многие наблюдатели вынуждены были отказаться от своих слов. Именно так прокуратура рассматривает дела по подтасовкам, которые были осуществлены в ходе референдума, хотя в одной только газете “Аравот” были приведены сотни фактов фальсификаций”,- отметил представитель “Наследия”.
Член политсовета партии “Республика” Артак Зейналян добавил, что поступавшие в общественный информационный центр оппозиции конкретные факты преступлений передавалась СМИ и при желании могли послужить прокуратуре достаточной основой для возбуждения уголовных дел. В данном случае мы еще раз убедились, что генпрокуратура выполняет политический заказ, создавая иллюзию изучения фактов нарушений, но при этом не выявляет виновных, сказал А.Зейналян.
По ряду конкретных случаев оппозиция обращалась в генпрокуратуру, но до сих пор не получила ответа. Речь, в частности, идет о заявлении Рубена Торосяна, координатора комиссии по контролю за законностью референдума, которое несколько дней назад было направлено генпрокурору РА, а также о факте незаконного содержания в полиции члена избиркома номер 29 города Талин Левона Мурадяна. По словам Зейналяна, оппозиция не связывает какие-либо надежды на прокуратуру, однако это необходимо для дальнейшего обращения в международные инстанции.
В отношении единственного случая возбуждения уголовного дела член политсовета “Республики” отметил, что “и в 2003 году к ответственности были привлечены только представители оппозиции, и это происходило лишь в тех случаях, когда “потерпевшей” стороной оказывались либо власти, либо обслуживающие их лица”.
НАИРА МАМИКОНЯН