утверждает первый Защитник прав человека Армении Лариса Алавердян.
Вчера госпожа Алавердян встретилась со специальным представителем в Армении генерального секретаря Совета Европы Бояной Урумовой по ее просьбе. Урумова интересовалась ситуацией, возникшей вокруг администрации Защитника прав человека РА, а также законодательными основаниями выдвижения кандидатов на этот пост и избрания нового омбудсмена. Между тем до вчерашнего дня администрации омбудсмена еще не был предоставлен текст решения правительства от 12 января о прекращении деятельности государственного учреждения “Администрация Защитника прав человека”, сотрудники которого в настоящее время считаются находящимися в вынужденном отпуске. “Мы оказались в непонятном положении,- говорит Лариса Алавердян. – Сведения о принятом решении мы получили из пресс-релиза управления по информации и связям с общественностью правительства. Никто из сотрудников администрации не видел этот документ. Руководитель временной комиссии Арушан Акопян отказался предоставить нам даже ксерокопию решения. Это вызов даже не в правовом, а в цивилизационном поле. В этих условиях мы не можем говорить о становлении правового государства. Власти должны восстановить порядок в отношении к этому институту”.
Премьер-министр Андраник Маркарян в интервью еженедельнику “168 часов” пояснил, чем вызвано недовольство поведением Ларисы Алавердян: “Свои права и обязанности остальных она комментирует через призму собственного восприятия. Если в законе имелись нечеткие формулировки, она трактовала их по-своему, что не совсем соответствовало действительности. Ее шаги выходили за рамки полномочий. Между нами нет серьезных разногласий, но она представляла проблемы не как омбудсмен, она высказывала свое мнение”. Л.Алавердян в ответ на вопрос о случаях превышения своих полномочий сказала: “Мне кажется, речь идет о тех решениях правительства, из-за которых многие граждане лишились собственности, не получив равноценную компенсацию, что является требованием Конституции. Договоры о купле-продаже были оформлены по несогласованным ценам”. Положение Конституции, в котором говорится об отчуждения собственности во имя интересов государства, претерпело изменение. Бывший омбудсмен подчеркнула, что действовала “в рамках закона”. И по меньшей мере несправедливо сейчас, после внесения поправок в Конституцию, заявлять, что Защитник выходит за рамки своих полномочий и по-своему трактует закон. “Тем самым они показывают, что так до сих пор и не поняли, что представляет собой институт Защитника прав человека,- говорит Л.Алавердян. – К сожалению, нет даже намека на желание видеть администрацию Защитника прав человека реальной, действующей, находящейся вне властной системы, не подчиняющейся каким-либо государственным органам, самостоятельной и независимой структурой. Оценка премьера свидетельствует именно об этом. Обратите внимание: глава правительства, утверждая об отсутствии серьезных разногласий, противоречит сам себе. Это также означает, что первый Защитник прав человека не выполнял заказ властей. В Армении с трудом, но все же идет реальный процесс становления как данного учреждения, так и защиты прав человека”.
Андраник Маркарян подтвердил, что коалиция выдвинула кандидатом на пост Защитника прав человека ректора Академии управления Армена Арутюняна. Мы поинтересовались у госпожи Алавердян, выграет ли администрация омбудсмена, если ее возглавит не правозащитник, а правовед. “Армен Арутюнян известен в обществе как непосредственный выразитель мнений и подходов президента. Это не хорошая и не плохая оценка, это объективная картина”,- сказала Лариса Алавердян. Учитывая сегодняшнюю реальность, бывший омбудсмен указала на важность того, чтобы Защитник прав человека представлял интересы всего общества. Для этого, по ее словам, необходимо разработать механизм, позволяющий обсуждать кандидатов на пост омбудсмена одной пятой депутатов парламента и широкими общественными кругами с тем, чтобы как можно полнее учесть мнение общества. “К сожалению, такой подход не был проявлен и в отношении меня, что и я, и общественность расценили как недостаток. Но если в моем случае недовольство вызывало то, что я родом из Карабаха, в случае с господином Арутюняном волну несогласия вызовет то обстоятельство, что он является выразителем мнения президента”.
АННА ИСРАЕЛЯН