Член правления Народной партии Армении Вардан Погосян о блоке “Справедливость” и смене власти путем выборов.
— Как вы расцениваете то обстоятельство, что оппозиционеры, столько раз криктиковавшие конституционные изменения, сейчас пользуются реформированными положениями Основного закона, что, кстати, проявилось и во время выборов Защитника прав человека, и при обращении без излишних проволочек в Конституционный суд?
— Было бы неестественно повторять первую ошибку, когда оппозиция отказалась от участия в разработке реформы Конституции, и сейчас заявлять, что мы вообще не хотим пользоваться возможностями, которые предоставляет обновленная Конституция. Оппозиция, на мой взгляд, поступила разумно, осознав после первой ошибки, что реформированния Конституция предоставляет серьезные возможности и парламентскому меньшинству. И сейчас пытается ими воспользоваться.
— Вы как координатор юридической компании “GTZ” работаете над поправками к закону “О Конституционном суде”, которые предусматривают возможность обращения в КС широким слоям общества.
— Да, эти поправки вытекают из конституционных изменений. Речь, в частности, идет о праве физических и юридических лиц обращаться в КС. Кроме того, изменения вносятся и в те положения закона “О Конституционном суде”, которые сформулированы неправильно. Напомню нашу позицию: нет явных предпосылок к революции. Я думаю, роль и значение избирательных институтов в нашей стране исчерпаны пока не полностью. Если нет революционной возможности, не остается ничего другого, как бороться за приход к политической власти посредством выборов. Исходя из этого, руководимая мной общественная организация “Демократия” намерена инициировать внесение изменений в Избирательный кодекс. Мы должны разработать предложения, в которым будут учтены особенности Армении и политический опыт последних 10 лет. Убеждены, что действующий Избирательный кодекс исключает возможность проведения демократических выборов.
— 20-го декабря 2005 года правление Народной партии Армении заявило о том, что приостанавливает свое участие в работе блока “Справедливость” до тех пор, пока блок не переоценит не признает собственные ошибки. Однако такое обсуждение не было проведено. Как долго правление НПА намерено ждать ответа на свое заявление, чтобы принять окончательное решение?
— Трудно сказать, мы сроков не устанавливали. Понимаю, что для блока “Справедливости” провести такое обсуждение очень трудно. Тем не менее мне кажется, что каждая входящая в блок партия, если не официально, то в своих первичных структурах обсуждала возникшую ситуацию. И я почти убежден, что очень многие внутренне согласились с критикой, которую мы открыто высказали в заявлении. Поэтому мне не кажется, что все возможности исчерпаны. Но если мы убедимся в отсутствии желания переоценить прошлое, то тогда правление нашей партии сделает соответствующие выводы.
— Блок явно пересмотрел свою митинговую политику и уже воспринимает вопрос об осуществлении смены власти как самоцель. Кроме того, проявляется тенденция продуктивно использовать реформированную Конституцию. Не свидетельствует ли это о том, что поднятые НПА вопросы решились без каких-либо обсуждений, и можно возвращаться на круги “Справедливости”?
— Именно это я и имел в виду, когда утверждал, что партии-члены блока все же произвели переоценку действий. Но очень многое обусловлено также тем, сделают ли они выводы из допущенных ошибок. Мы не пытаемся торопить события.
— Впереди выборы в Национальное Собрание, и вопрос о том, быть или не быть блоку, возможно, решится раньше, чем НПА уточнит свою позицию.
— Парламентские выборы предстоят не в мае этого года. Времени еще достаточно, и мне кажется, что до выборов произойдет существенный перерасклад сил. Во всяком случае до конца весны наша позиция относительно дальнейшего участия в блоке “Справедливость” окончательно прояснится.
Беседовала
АННА ИСРАЕЛЯН