но в условиях демократии, утверждают оппозиционеры.
Попытки разработать концепцию национальной безопасности Армении имеют давнюю историю. В 1994-95 гг. такую попытку предприняла правительственная комиссия во главе с министром обороны Вазгеном Саркисяном. Она была призвана создать военную доктрину и мобилизационную программу. Позднее Министерство обороны совместно с Министерством иностранных дел РА сформировало рабочую группу, которая составила соответствующие программы, представила документы. Но когда дело дошло до принятия документа, он не был принят по нескольким причинам. В частности, в 1997-ом еще не было известно, кто уполномочен принять военную доктрину. “Тогда эта идея была изъята из закона, так как по Конституции президенту не было предоставлено полномочие на утверждение военной доктрины. Концепцию национальной безопасности представил в 1998 году и Вардан Осканян. В Министерстве обороны мы получили проект концепции, но она так и осталась на бумаге и даже не обсуждалась. Почему, надо спросить у президента РА и членов Совета безопасности”,- сказал вчера в беседе с нами бывший министр по координации деятельности инфраструктур РА, бывший министр обороны Ваан Ширханян.
В минувшую пятницу состоялось первое заседание межведомственной комиссии, координирующей работы по разработке проекта стратегии национальной безопасности. Этот орган, наверное, сможет наконец ввести в обращение столь долгожданный документ. Вообще о том, что концепция нацбезопасности должна основываться на принципах демократии, защиты прав человека, министр обороны РА, секретарь Совета безопасности Серж Саркисян заявил еще в декабре 2005 года, отвечая на вопросы читателей интернет-сайта еженедельника “Еркир”: “В нашей концепции есть непреходящие для нас ценности – обеспечение безопасности народа и демократии…” Ту же мысль глава оборонного ведомства повторил в минувшую пятницу: “…без демократии не может быть безопасности”. С этим мнением согласны и оппозиционные политические деятели. В то же время они подчеркнули, что, поскольку сегодня в Армении не может быть и речи о демократии, то будущая концепция, как и Конституция и законы страны, останется на бумаге.
По словам председателя партии “Родина и честь” Гарника Маркаряна, “государство, не имеющее концепции национальной безопасности, не может говорить о существовании нации. Но говорить сегодня о концепции национальной безопасности абсурдно”.
Ваан Ширханян тоже обусловил разработку концепции нацбезопасности непосредственно становлением в Армении демократической системы: “Основные компоненты национальной безопасности – прежде всего экономической, информационной, продовольственной, энергетической, которые должны были стать предпосылкой для формированого подобного документа, в Армении либо нарушены, либо просто перестали существовать. Концепция национальной безопасности, как правильно сказал председатель комиссии, нужна для обеспечения безопасности человека, гражданина. Но в Армении нарушен и этот принцип. В данной ситуации в Армении не может сформироваться общество, основанное на взаимопомощи, солидарности и терпимости". Отвечая на вопрос о том, какой документ в таком случае может представить межведомственная комиссия, Ваан Ширханян сказал: ”Это может быть теоретический документ, состоящий из всех основных положений и глав. Как и во многих странах, это военная, технологическая, информационная, экономическая безопасность. Но в условиях Армении они не смогут быть реализованы. Власти зарегистрируют это как еще один “прогрессивный” шаг – мол, Армения имеет концепцию национальной безопасности. И все”. На практике такого рода документы, если они разработаны со всей серьезностью, применяют конкретные властные круги. Но это никому из них не выгодно. Получается, что народу выгодно иметь концепцию национальной безопасности, а властям – нет, поскольку это может ограничить их функции”.
НАИРА МАМИКОНЯН