Между тем председатель совета Общественной телерадиокомпании Алексан Арутюнян согласен изменить принцип трансляции парламентских передач только после выборов.
На совещании руководителей групп и фракций Национального Собрания обсуждалось предложение, которое выдвинул председатель совета ОТРК: отменить закрепленное в Регламенте НС требование о трансляции парламентских передач и осуществлять трансляцию на основе договора между парламентом и советом. Однако депутаты решили в этом году не вносить в Регламент НС какое-либо изменение, касающееся трансляции передач о работе парламента. Надо заметить, что все без исключения парламентские силы высказались против этого предложения, хотя некоторые поддержали критику телевизионного цикла “Парламентский час”, с которой ранее выступал Алексан Арутюнян. Последний по этому поводу отметил: “Во-первых, мое предложение не касалось содержания или рейтинга “Парламентского часа”. Меня несколько удивило отношение, которое вначале проявилось к моему предложению. Однако на последних брифингах все парламентские силы фактически признали, что такая проблема существует, просто речь идет о сроках и формах. Напомню, что это не моя инициатива, это требование Конституции и один из европейских критериев свободы слова. Депутаты признавались, что были против предложения потому, что ожидаются выборы. А это уже аргумент в пользу моих утверждений о том, что грубо нарушается редакторская свобода. Любой политической силе, а тем более государственному органу запрещается в законном порядке устанавливать для себя привилегированные условия не только на Общественном телевидении, но и в эфире любой другой телекомпании”.
А.Арутюнян предложил другое решение – сейчас внести изменения в закон “Регламент НС”, а законную силу им придать после выборов. На уточняющий вопрос, после парламентских или президентских выборов, председатель совета ОТРК ответил: “Да хоть после выборов в органы местного самоуправления. Мне все равно”. Вместе с тем Алексан Арутюнян указал на один опасный момент: “Парламентские силы фактически признают, что хотят сохранить пункт, который до выборов в Национальное Собрание обеспечивает для них привилегированные, по сравнению с другими политическими силами, условия агитации. Но в любом случае этот вопрос следует обсудить”. А вот другое предложение главы совета Общественной телерадиокомпании: “Я готов прямо сейчас заключить с Национальным Собранием договор о трансляции парламентских передач на действующих сегодня условиях, лишь бы эти положения были изъяты из закона”. Прозвучало предположение, что это, возможно, хитрый ход, на что А.Арутюнян сказал: “Мне кажется, парламент имеет столько возможностей, что в любой ситуации сможет защитить свои права на эфир. И не Алексану Арутюняну лишать парламент трибуны на Общественном или другом телеканале”.
Секретарь фракции “Справедливость” Виктор Даллакян высказал мнение о необходимости иметь специальный радио- и телеканал для трансляции передач о деятельности государственных органов. “Это было бы идеальным решением,- поддержал идею г-н Арутюнян. — Но для этого нужно иметь соответствующие возможности — наличие свободных частот, финансовых средств и так далее. Наверное, когда-нибудь такой канал появится”.
Отметим, что госбюджетом 2006 года для Общественной телерадиокомпании предусмотрено 2 млрд 267 млн драмов – на 11 млн больше, чем в прошлом году. Между тем доходы телекомпании от коммерческой деятельности составили 461 млн драмов, или на 247 млн больше прошлогодней суммы. В соответствии с законом “О телевидении и радио” против бюджетных средств, выделяемых Общественной телерадиокомпании, это государственное учреждение с особым статусом обязано выполнять ряд требований. В частности, ОТРК должна обеспечивать конституционное право граждан на свободное получение политической, экономической и иного рода информации. “Общественная телерадиокомпания руководствуется принципами объективности, демократии, беспристрастности и обеспечивает свободу слова и творчества”,- говорится в законе. В передачах ОТРК запрещено превалирование политической позиции. А может, если бы эти положения закона выполнялись, предложение руководителя совета ОТРК не было бы воспринято столь болезненно? “Возможно,- согласился А.Арутюнян,- однако здесь нет противоречия. Если даже что-то и не так, это не означает, что я выдвинул неправильное предложение. Все равно, законодательное обязательство транслировать парламентские передачи остается антиконституционным и противоречит критериям свободы прессы”. Председатель совета ОТРК вновь настоял на необходимости встречи с парламентскими силами для обсуждения и поиска таких решений, которые не ущемляли бы интересы парламента и не нарушали бы требования Конституции и критерии свободы прессы.
АННА ИСРАЕЛЯН