утверждает депутат парламента, председатель НДП Шаварш Кочарян.
В направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта парламент Армении начал проявлять заметную активность, и, судя по всему, основная тяжесть в этом вопросе ляжет именно на законодательный орган. Ответственность – действительно тяжкий груз, поэтому правящие силы попытаются разделить ее между собой. Что из этого получится, пока трудно сказать, однако намерение комитета по внешним отношениям лишний раз выслушать мнения парламентских фракций и групп, что позволит дополнить утвержденные Национальным Собранием направления, которые были обозначены в результате организованных в прошлом году парламентских слушаний, позволяет высказывать подобные предположения.
Первым на инициативу председателя комитета по внешним вопросам НС Армена Рустамяна откликнулась Национально-демократическая партия во главе с Шаваршем Кочаряном. Позицию НДП Кочарян представил следующим образом: “На сегодняшний день есть только одно заявление по карабахской проблеме, которое парламент принял в 2001 году. Его суть сводится к тому, что для парламентских политических сил приемлемым может быть только решение, исключающее вхождение Карабаха в состав Азербайджана. Однако сегодня такого подхода недостаточно, поскольку он не содержит концепцию. Между тем для урегулирования проблемы необходимо иметь четко сформулированную концепцию, которая позволит избежать противоречивых, даже взаимоисключающих подходов. Это чрезвычайно важно в первую очередь для укрепления наших позиций, в том числе в международных структурах. Мы приветствовали состоявшиеся в прошлом году слушания по карабахской проблеме, приветствуем и выдвинутое сегодня политическим силам предложение представить конкретные подходы к урегулированию вопроса”.
Активизацию парламента в этом вопросе Шаварш Кочарян прокомментировал так: “В действительности этот процесс даже запоздал, парламент давно должен был уточнить свою позицию. Что касается заявления 2001 года, то оно не содержит ничего нового, кроме того, что было сказано в решении 1992 года. Во всем этом, повторяю, отсутствует концептуальный подход. Те должностные лица, которые сегодня утвеждают, что Карабах – неотъемлимая часть Армении, на самом деле льют воду на мельницу азербайджанцев, поскольку цель последних состоит именно в этом: изменить суть вопроса так, чтобы он воспринимался как территориальный спор между Арменией и Азербайджаном. И они весьма ловко воспользовались тем, что власти Армении сами пошли по этому пути”.
По мнению Ш.Кочаряна, после разработки концептуального подхода и потенциал Диаспоры можно будет использовать намного эффективнее, и осуществлять нормальную лоббистскую деятельность. В этом случае политические силы не смогут говорить на карабахскую тему все, что им вздумается, поскольку при наличии конкретной концепции нельзя будет выйти за ее рамки.
Участившиеся в последнее время разговоры о том, что 2006-ой – это наилучший период для урегулирования проблемы, Шаварш Кочарян не считает реалистичными. “Этот срок я не считаю реальным. Ситуацию очень точно охарактеризовал президент НКР Аркадий Гукасян, который сказал: до тех пор, пока Азербайджан будет избегать переговоров с Карабахом, вопрос не может быть решен. Кроме того, прослеживается явное желание международных структур видеть регион без мешающих им обстоятельство, в том числе без карабахской проблемы. В связи с этим посредники каждый раз представляют новые предложения. В этом плане качественно отличается Пражский процесс и в первую очередь тем, что впервые была предпринята попытка упомянуть как модель территориальной целостности, так и модель самоопределения. В свое время оптимизм посредников был построен именно на этом”.
Однако сегодня, по словам нашего собеседника, сложилась другая ситуация. Ход переговоров ни к чему хорошему не привел: “Ход процесса показывает, что дело не идет к урегулированию проблемы, то есть в том направлении, которое выгодно и Карабаху, и Армении. И если до недавнего времени эта ситуация была очевидна только для определенной части политического поля – оппозиции, то сегодня это очевидно и для проправительственных сил. Особенно после того, как об этом сказал президент Карабаха. В этом вопросе нужны очень важные изменения, дальше так продолжаться не может”.
МАРГАРИТА ЕСАЯН