Такую оценку договоренностям между правительством Армении и российской компанией “Газпром” дал член правления партии "Республика" Смбат Айвазян
Вчера Армения и России заключили соглашение о передаче “Газпрому” за 248,8 млн долларов права на завершение строительства и эксплуатацию на правах собственности недостроенного 5-го энергоблока стратегически важного для Армении энергетического объекта – Разданской ТЭЦ. Тем же соглашением предусмотрено, что “АрмРосгазпром” приобретет у правительства РА право на строительство двух — 40-километрового и 197-километрового – участков строящегося газопровода Иран-Армения. Тем самым полный контроль за энергетической сферой Армении переходит к России. Об этом наша беседа с Смбатом Айвазяном.
— Какие последствия может иметь данная сделка в плане независимости, национальной безопасности и энергетической независимости Армении?
— Прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо понять, в каком контексте последние несколько лет власти РА проводили политику в сфере энергетики: осуществлялась ли эта политика властями независимого государства или была продиктована извне? соответствовала ли она интересам армянского народа, армянского государства или же власти выполняли прихоти других стран? Очевидно, что Россия последовательно берет под свой контроль энергетическую сферу Армении и, основываясь на энергосистемах, пытается вести в регионе свою политику. Эта сделка еще больше углубит процесс превращения Армении в российскую губернию. Не думаю, что соглашение было заключено в течение последней недели. Это решение, как мне кажется, давно назревало за спиной общественности. Вопрос о том, насколько выгодна Армении эта сделка и вытекает ли она из наших государственных интересов, национальной и энергетической безопасности страны, пока не рассматривался. Разрабатываемая сейчас концепция национальной безопасности позволяет, чтобы в качестве альтернативного варианта обсуждалось строительство газопровода Иран-Европа. Но подписанным соглашением этот газопровод уже не наш. Я могу однозначно утверждать, что соглашение заключено или будет заключено в ущерб безопасности Армении и в будущем не будет выгодно Армении в глобальном плане. Это означает, что на своей территории мы ничего не сможем решать. Убежден, что продолжением этого курса станет заявление России о готовности финансировать в будущем строительство в Армении новой атомной станции. Уже сегодня все энергетические рычаги РА находятся в руках России. Между тем энергосистема – это хребет нашей страны и основа развития экономики. А если на нашем рынке диктовать будем не мы, а другая страна, следовательно во внутренней и внешней политике тоже диктовать будем не мы.
— Вчера Роберт Кочарян уверял, что это позволит сделать тарифную политику более гибкой, и в результате тариф на газ снизится еще больше. Эта сделка действительно выгодна в экономическом плане?
— Подобные и даже более серьезные проекты существуют с 99-го года и даже раньше – в рамках соглашений Иран-Армения. Они предусматривали модернизацию и эксплуатацию Ереванской ТЭЦ, благодаря чему производимая этим предприятием электроэнергия должна была стоить дешевле, чем она стоит сейчас. Аналогичный проект был предусмотрен и в отношении Разданской ТЭЦ. В этом случае Армения была бы более независимой в плане принятия решений.
— Если я правильно помню, предусматривалось инвестировать 450 млн долларов.
— Да.
— В таком случае почему власти выбрали не этот вариант, а тот, который предложила РФ?
— Очевидно, что русским выгодно диктовать условия в этом регионе, а власти Армении не могут противостоять России, поскольку они – ставленники. Это результат антинародных выборов, результат узурпации власти, когда Кочарян был назначен РФ российским представителем на территории Армении.
— А что заставило Кочаряна пойти на это явно не лучшее решение?
— Думаю, в вопросе воспроизводства власти в Армении и в определенном смысле затягивания урегулирования карабахского конфликта перед Кочаряном стояла задача вновь заинтересовать своего давнего “партнера”. Мне кажется, наше общество однозначно отклонит эту сделку и будет бороться за свою независимость. Кроме того, у общественности возникнет вопрос: куда делись 150 млн долларов, которые “АрмРосгазпром” перечислил Армении, когда эта компания создавалась? Кто прикарманил эти деньги, которые могли быть инвестированы в ту же энергетическую систему? В 97-98 годах для повышения привлекательности энергосистемы из государственного бюджета были инвестированы достаточно большие суммы, предоставлены серьезные налоговые льготы. Возникает вопрос: почему распределительные энергосети продали за 32 млн долларов, если их стоимость тогда была намного выше? В 1998 г. иностранные компании готовы были заплатить за РЭС 100-200 млн долларов.
Беседу вела
НАИРА МАМИКОНЯН