Так оценил концепцию проекта закона “О предоставлении зарубежным армянам двойного гражданства в РА” юрист Вардан Погосян.
Изучив текст концепции, который был опубликован вчера в газете “Айастани Анрапетутюн” и размещен на сайте www.yerkir.am, г-н Погосян выявил ряд противоречий. Самое серьезное из них — различные формулировки оснований для получения двойного гражданства. Согласно сайту, “лицо армянской национальности, помимо гражданства другого государства, получает гражданство РА в соответствии с установленным законом порядком на основании фактов доказательного значения, подтверждающих армянское происхождение”. Между тем в тексте, напечатанном в “Айастани Анрапетутюн”, изложены несколько условий, необходимых для получения двойного гражданства: “Лицо армянской национальности, помимо гражданства другого государства, получает гражданство РА в следующих случаях: сразу после обоснования в РА, на основании фактов доказательного значения, подтверждающих армянское происхождение, до окончательного обоснования лицо должно выплатить налоговой службе РА в качестве национальной пошлины определенный процент со своих доходов за последние трех лет”. По словам Вардана Погосяна, эти расхождения показывают, что авторы концепции не имеют точного представления о том, как они хотят решать вопрос о предоставлении гражданства РА зарубежным армянам и какие основания предусматривают для этого. Вместе с тем В.Погосян отметил, что оба документа “достаточно сырые, содержат взаимоисключающие положения и, по сути, не решают основную задачу, которая возникла после внесения изменений в Конституцию, то есть после отмены запрета на двойное гражданство".
По словам нашего собеседника, в проекте концепции подчеркивается, что либо необходимо принять закон “О двойном гражданстве”, либо в законе “О гражданстве” предусмотреть соответствующие положения. “Однако сам документ в определенном смысле уже регулирует этот вопрос. Такой подход я считаю ошибочным, поскольку правовая ситуация, возникшая после отмены запрета на предоставление двойного гражданства, требует единого регулирования. В противном случае если мы регулируем лишь порядок предоставления двойного гражданства зарубежным армянам, а с другой стороны завляем, что без заключения двусторонних договоров ничего не получится, возникает вопрос: а как быть в том случае, если проживающие в Армении граждане захотят получить гражданство другого государства-участника договора?”
Тем не менее главный недостаток концепции, по мнению Вардана Погосяна, состоит в следующем: “Предусматривается посредством закона отрегулировать те положения, которые, по сути, невозможно отрегулировать законом. Речь идет, частности, о воинской службе и налоговых обязательствах. Это те положения, которые не могут не регулироваться двусторонними международными договорами. Если даже мы включим в наши законы эти положения, они все равно не будут действовать в отношении другого государства. Если же международный договор все же будет заключен, то его положения могут отличаться от положений закона РА. И в этом случае, согласно Конституции, будут действовать положения международного договора. Так что концепция, к сожалению, не внесла четкость в этот вопрос”. Конкретики нет и в другом ключевом вопросе – об избирательном праве. “Если спросить авторов концепции, могут ли иметь двойное гражданство президент РА, депутаты, они дадут взаимоисключающие ответы”,- сказал В.Погосян. Напомним, что на пресс-конференции этот вопрос был задан представителям партии Дашнакцутюн. Один из них сказал, что президент РА и депутаты могут получить двойное гражданство, а другой заметил, что в законе можно установить перечень тех должностей, которые могут занимать лишь граждане Республики Армения. “Помимо того, что не урегулирован вопрос избирательного права, не решены также проблемы, связанные с переходом на общественную службу или получение важнейших государственных должностей. Эти вопросы должны решаться исключительно на уровне закона, поскольку если положения о переходе на общественную службу или государственную должность распространяются на лиц с двойным гражданством, то для ограничения установленных возможностей Конституция предусматривает только уровень закона. В противном случае будет допущено нарушение прав человека”.
АННА ИСРАЕЛЯН