Руководители фракций не видят в этом проблемы
В одной из публикаций вчерашнего номера “Аравот” была приведена соответствующая статья меморандума правящей коалиции, в которой излагались условия прекращения действия коалиции. В качестве первого условия указывался “выход из коалиции одной из сторон при наличии принципиального несогласия”. В таком случае на основе какого документа остальные две стороны – Республиканская партия и АРФ Дашнакцутюн – собираются поделить должности в правительстве и парламенте, выделенные меморандумом “Оринац еркир”? Этот вопрос вчера ставил в тупик многих членов коалиции. Некоторые даже принялись снова изучать меморандум, пытаясь вникнуть в смысл сформулированных ими же пунктов. В конце концов, убедившись, что не могут разобраться, депутаты начинали выражать недовольство: “Ну и проблему ты создала. Подумаешь, должность, поделили бы, и дело с концом”.
Теперь более конкретно. Руководитель парламентской фракции Республиканской партии Армении (РПА) Галуст Саакян высказал такое мнение: “Не думаю, что существует проблема подписания нового меморандума, хотя и это я не исключаю. Вопрос в следующем. Две партии – АРФ Дашнакцутюн и РПА подтвердили свое намерение продолжать деятельность коалиции в рамках меморандума”. Остальное – дело техники, считает г-н Саакян. В таком случае что будет с меморандумом, подписанным 11 июля 2003 года треми партиями, поддержавшими президента Роберта Кочаряна? Можно ли считать, что этот документ уже не существует, а следовательно не существует и коалиция, и надо придумать что-то новое? С этим Галуст Саакян не согласился. По его словам, меморандум действует: “Согласно нашему заявлению, коалиция в рамках меморандума сохраняется. Но если после того, как на основе регламента Национального Собрания будет принята отставка главы НС и проведены необходимые процедуры, появятся проблемы, тогда две политические силы заявят о своей позиции”. А возможно ли, чтобы кроме АРФД и РПА должности в парламенте и правительстве получили также группа “Народный депутат” и фракция Объединенной трудовой партии? Дашнакцутюн и Республиканская партия начнут более тесно сотрудничать с “Народным депутатом” и ОТП, отметил Саакян, не исключив, что последним двум парламентским силам достанутся некоторые посты “Оринац еркир”.
Лидер фракции АРФ Дашнакцутюн Левон Мкртчян (в ближайшее время он займет должность министра образования и науки), касаясь возможности подписания нового меморандума, сообщил, что в скором времени планируется провести заседание двух коалиционных сил, на котором будут обсуждены все вопросы, в том числе юридические. А намерена ли Дашнакцутюн выдвинуть своего кандидата на пост председателя Национального Собрания? По словам лидера фракции АРФД, сейчас идут переговорные процессы, обусловленные новой ситуацией. “Две коалиционные партии пришли к обоюдному согласию – сохранить ответственность за исполнительный и законодательный органы. В течение одного-двух дней выяснится, какие договоренности достигнуты с представленными в парламенте политическими силами”,- сказал Л.Мкртчян.
На наш следующий вопрос, какие у Дашнакцутюн гарантии, что то, что сделали с “Оринац еркир”, не сделают и с АРФД, руководитель фракции ответил так: “Наша партия имеет 115-летнюю историю. Она прочно опирается на свою программу, свой устав, и ничего подобного с ней не происходило. Мы пережили запрет на деятельность партии, ее руководители были брошены в тюрьму, но даже в этих условиях не было парада отказов от членства в АРФД”. Наверное, благодаря своей 115-летней биографии Дашнакцутюн после “развода” с “Оринац еркир” не стала сидеть сложа руки, а сразу же перешла к активным действиям. Представители АРФД встретились с президентом страны Робертом Кочаряном и потребовали передать партии, в частности, две должности – министра образования и науки и губернатора области Гегаркуник. Согласно достоверным источникам, Кочарян с большим трудом (переговоры длились два дня) согласился выполнить требования Дашнакцутюн, поскольку в противном случае был бы вынужден сделать главой парламента Ваана Ованесяна. А это не по душе не только Кочаряну, но и министру обороны Сержу Саркисяну и Республиканской партии.
МАРГАРИТА ЕСАЯН