Интервью с депутатом парлмента Турции, членом самой крупной в стране оппозиционной силы — Республиканской Народной партии –
Мехмедом Севигеном
Турецкий парламентарий прибыл в Ереван для участия в 27-ом пленарном заседании Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. Представляя Республиканскую Народную партию, г-н Севиген отметил, что именно РНП создала Турецкую Республику. “Нашим первым руководителем был Газим Мустафа Ататюрк, который сперва основал парламент, а потом государство,- сказал Мехмед Севиген. — РНП утвердила демократию тогда, когда в стране действовала однопартийная система. Наша партия создала много других партийных систем и сама передала власть другим партиям. Сегодня РНП является главной оппозиционной силой. До недавнего времени она имела в парламенте 178 депутатов (парламент Турции насчитывает 550 мест.- М.Е.), однако потом некоторые вышли из партии. Сейчас в парламенте Республиканскую Народную партию представляют 158 депутатов. Дай Бог, чтобы на следующих выборах мы пришли к власти, и тогда я приеду сюда в качестве министра и обязательно найду вас”.
Мы попросили нашего собеседника дать оценку нынешнему уровню армяно-турецких отношений. Севиген, видно, был готов к этому вопросу и заранее записал свой ответ. Вот что зачитал турецкий депутат: “Турция – первое государство, признавшее независимость Армении. В тот период Армения переживала экономические трудности, и Турция оказала Армении большую экономическую и гуманитарную помощь”. На вопрос, почему между Арменией и Турцией нет дипломатических отношений, Мехмед Севиген сказал: “Для этого есть основания. Во-первых, в Конституции Армении имеются пункты, которые направлены против территориальной целостноси Турции. (Пусть бросит в меня камень тот, кто найдет такой пункт. Я попыталась объяснить это моему турецкому другу, но – тщетно: он читал свой текст и практически отказался от устных высказываний. – М.Е.) Во-вторых, Армения не признает Карсский договор 1921 года между Турцией и СССР, который уточняет турецко-армянскую границу. В-третьих, Армения стремится добиться международного признания своего вечного политического приоритета — так называемого геноцида. Турция, конечно, никогда этого не признает. Кроме того, есть соответствующая декларация ООН по карабахской проблеме, в которой Армении выдвинуто требование освободить занятые территории”. Мы заметили, что как раз последняя проблема не должна волновать представителя Турции – ведь интервью дает не азербайджанский депутат. Мы также высказали мнение о том, что турецкая сторона всячески стремится защищать интересы Азербайджана в вопросе, который не касается Турции. В ответ Мехмед Севиген отметил, что они хотят только одного: “чтобы в этом регионе все народы жили мирно, сотрудничая друг с другом”. Именно поэтому Турция уже много лет осуществляет блокаду Армении? – поинтересовались мы. Севиген не согласился и с этой репликой и привел свой довод: “Турция стремилась и стремится вместе с Арменией интегрироваться в международные структуры. Наилучшим примером этого служат рамки Черноморского экономического сотрудничества”. Получается, что в международных структурах турки и армяне могут нормально общаться, а вот в качестве соседа Турция позволяет себе закрывать границу с Арменией и держать страну в блокаде? “В рамках ЧЭС в Стамбуле работает армянский дипломат. И именно эта структура – наилучшее место для диалога”,- ответил турецкий парламентарий. И все же когда Турция намерена деблокировать Армению? Выяснилось, что турки хотят открыть границу, но этого не хочет Армения (?!). "Армения с одной стороны официально не признает эту границу, а с другой стороны заявляет, что она должна быть открыта”,- сказал Мехмед Севиген, вновь сославшись на Карсский договор 1921 года.
Мы попытались уточнить, признает ли член парламента Турции право наций на самоопределение. Оказалось, что признает, но только на словах: “Если каждая сторона будет делать то, что обязана делать, отношения нормализуются. Турция стремится делать все возможное. К сожалению, этого нельзя сказать об Армении. Возьмем так называемый “геноцид”. Севиген не пояснил, что он хотел этим сказать, однако на мой вопрос “вы предлагаете, чтобы мы забыли нашу историю?” сказал: “Я этого не предлагаю, но историей должны заниматься историки. Политические деятели не должны комментировать историю. В нашей стране и власти, и оппозиция согласны, чтобы мы открыли архивы Османского периода. Мы приглашаем европейских историков, а также тех, кто признает так называемый “геноцид”. Но мы хотим, чтобы Армения тоже открыла свои архивы и чтобы ими занялись историки. Мы это делаем, а Армения — нет”.
Турецкий депутат предложил остаться друзьями, стать друзьями, но при двух условиях: армяне не должны говорить о Геноциде и должны передать Азербайджану Карабах. В случае выполнения этих требований у Армении не будет более преданных друзей, чем турки.
В заключение отметим, что Мехмед Севиген, который родом из Арабкира (провинция в Западной Армении. — ред.), вчера побывал в ереванской общине Арабкир. “Я встретился со своими земляками. Мы очень любим армян. Между нашими народами нет проблем, проблемы создают политики. Пусть проблемой займутся историки, и она перестанет существовать”,- заявил Севиген. А напоследок он добавил: “Мы уважаем территориальную целостность государств. Мы против изменения границ силовым путем. Если Армения выполнит декларацию ООН, все проблемы отпадут”.
МАРГАРИТА ЕСАЯН