Такую перспективу видит политолог Левон Зурабян в случае возможного прекращения после заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта
— Как можно расценить последнее заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ?
— Документ, по сути, является ультиматумом со стороны сопредседателей, которым они угрожают прекратить посредническую деятельность, если президенты Армении и Азербайджана не дадут согласие на предложенную программу мира. Это означает, что терпение посредников иссякло, и у них уже не осталось ожиданий от продолжения переговоров. Намеки на подобное развитие событий сопредседатели делали еще в 2004 году, во время саммита ОБСЕ в Софии, когда в письме на имя действующего председателя ОБСЕ отметили, что предложили президентам двух стран выбрать между тремя сценариями: 1) достижение согласия невозможно, следует сохранить нынешний статус-кво, 2) заморозить нынешнюю де-факто ситуацию, нормализовать отношения и отложить определение статуса Нагорного Карабаха, 3) придти к согласию вокруг формы определения статуса Нагорного Карабаха и постепенно осуществлять его наряду с другими компонентами согласия. Тем самым уже тогда пакетное решение проблемы было исключено. Тогда президенты выбрали третий сценарий, “заложив основу Пражского процесса”. Сопредседатели фактически угрожают в случае отклонения программы мира задействовать первый сценарий, то есть просто прекратить переговоры в рамках Минской группы.
— Дадут ли эти угрозы какой-либо результат?
— Сопредседатели выбрали это беспрецедентное заявление как последнее средство оказания давления. Тем самым они фактически идут ва-банк. Они также организовали беспрецедентную утечку сведений о программе урегулирования. Это показывает, что они больше не верят в то, что президенты Азербайджана и Армении хотят убедить свои народы в необходимости реализации программы мира, и решили осуществить это дело собственными силами. Считаю маловероятным, что это даст результат. Дело не только в том, что и Алиев, и Кочарян не хотят из-за осуществления программы подвергаться серьезным политическим рискам, угрожающим их пребыванию у власти. Сегодня к этому прибавилось и то, что Азербайджан больше не считает себя заинтересованным в скорейшем урегулировании конфликта и возлагает надежды на получение огромных прибылей от нефти с тем, чтобы в будущем урегулировать конфликт с более сильных позиций. При этом возможность оказания давления на Азербайджан постепенно уменьшается, поскольку благодаря нефтяным доходам эта страна становится все более и более независимой от подобного рода давления.
— К каким последствиям это может привести?
— Прекращение переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ станет самым сильным ударом по процессу урегулирования конфликта начиная с 1994 года, когда было с установлено перемирие. По сути, откроется путь для войны. Азербайджан продолжит свою политику по изоляции Армении, переместит обсуждение вопроса в ООН и другие международные организации, параллельно начнет гонку вооружений в регионе. В результате обострятся конфронтационные процессы и постепенно возрастет угроза возобновления войны.
Соб.инф.