22 сентября было обнародовано заявление группы представителей интеллигенции против Форума интеллигенции. На наши вопросы, связанные с этим заявлением, писатель Меружан Тер-Гуланян ответил только сейчас
— Как удалось ввести в заблуждение тех, кто присоединился к этому заявлению — благодаря вашему умелому подходу или тому, что представители нашей интеллигенции не знают цену своему слову и могут, не читая, подписать любой текст? Многие из них потом сказали, что, доверяя Вам, поставили свои подписи, практически его не прочитав заявления. В итоге Вы остались в одиночестве.
— Во-первых, никто никого не вводил в заблуждение. И потом есть другая сторона вопроса. Браво Меружану Тер-Гуланяну, которому доверяют. Браво мне, если я говорю, что мы составили заявление, а кто-то, не читая его, подписывает. Значит я пользуюсь авторитетом среди этих людей. А кто им мешал прочитать текст, я же никому не запрещал. Меня сильно удивил Сос Саркисян, который сказал, что я принес заявление, а он, не углубляясь в его содержание, подписал. Я с глубоким уважением отношусь к представителю старшего поколения, но все же должен сказать, что он не только прочитал заявление в своем кабинете в Театральном институте, но и сказал: “Меружан джан, слабо написано. Надо было написать, что они — турецкие щенки”. А затем добавил: “Как можно считать Армению центром криминала. Они, что, хотят, чтобы Буш начал бомбардировки Армении?” Потом поставил подпись.
— В заявлении есть такие формулировки: “финансируемые из неизвестных источников агенты”, “создавшие себе биографию в спецслужбах иностранных государств агенты хотят превратить нашу независимую родины в базу тех сил, которым служат”. Эти выражения, по мнению многих, напоминают 1937-ой год. Актер Вардан Петросян, один из тех, кто подписал заявление, потом сказал: “Мы не сотрудники госбезопасности, и у нас нет доказательств того, из каких источников финансируется та или иная компания”.
— К чести Вардана Петросяна должен сказать, что он не отказался от своей подписи. Дело не в том, что формулировки могли быть более мягкими или более жесткими. Цель состояла в следующем: не допустить, чтобы Армению называли базой криминала. Это действительно означало бы сказать Бушу: завтра ли послезавтра начинай бомбардировки нашей страны. Что касается сходства с 1937-ым годом, то,во-первых, тогда никто не смог бы напечатать такое заявление, во-вторых, мы бы сами не смогли обнародовать такое заявление. Сегодня мы живем в свободной стране – каждый пишет и публикует то, что хочет. Другое дело, правильно это или нет. В заявлении Форума интеллигенции нас возмутила мысль о том, что Армения превратилась в центр криминала (еще раз отметим: мнение о том, что “с точки зрения криминальных структур СНГ и других государств Армения имеет тенденцию к превращению в базу для развертывания преступной деятельности в других странах”, высказал 15 сентября политсовет партии “Родина и честь”, а не Форум интеллигенции”. – А.И.), а не личности тех, кто его подписал. Например, Рафаэль Казарян – человек, которого я глубоко уважаю. Я бы не смог подписать заявление против него. Мы долгие годы вместе работали в Национальном Собрании, я его хорошо знаю.
— А почему представители интеллигенции молчат и не принимают заявлений по поводу позорных выборов или случаев насилия в отношении журналистов и политических деятелей?
— Кто сказал, что молчат. Отмечу, что впервые в своей жизни я подписал коллективное заявление. И правильно сделал. Повторяю, я против этого предложения. Газеты начали копаться в грязном белье – кто подписал, кто не подписал… Журналисты не судьи, но они, беря на себя функции судей, уничтожают людей, которые имеют определенные заслуги перед этой страной.
— Вас возмутило это предложение. А что делать тем, кто верит высказываниям представителей армянской интеллигенции, но при этом каждый день убеждается в торжестве криминала. Люди становятся свидетелями того, как две криминальные группировки средь бела дня, в Ереване сводят между собой счеты, а их жертвами становятся рядовые ереванцы. Они узнают, что время от времени в Армении проводятся встречи воров в законе. Примеров много.
— В этом мире не выбирают три вещи– Родину, родителей и детей. Все, что ты говоришь, правильно. Своя рубашка ближе к телу, и мы знаем, что творится в нашей стране. Но я хочу спросить: а в какой стране этого не происходит? Очень плохо, что в Армении на улицах стреляют, избивают журналистов. Но подобные случаи происходят во всех странах. Это означает, что Бог каждый день терпит поражение. Это общечеловеческая боль. Как сделать, чтобы в нашей стране число таких преступлений сократилось? Как сделать, чтобы виновный был наказан? Посмотрите, что творится в соседних странах – Грузии и Азербайджане, я уже не говорю о Москве. Но они не считаются базами криминала, а Армения считается. Кому пришла в голову такая мысль? Нельзя говорить подобные вещи в адрес собственного государства. Да, криминал в Армении есть, и мы должны каждый день вести с ним борьбу. Но мне иногда кажется, что наша пресса создала виртуальное государство, с которым и борется. А реальная жизнь проходит мимо. Не забывайте, что я тоже журналист и речь обо мне тоже. В конечно счете получается, что мы ведем борьбу против того, что сами и создали.
— В прессе часто высказывается мнение, что представители интеллигенции не выступают с заявлениями по поводу негативных явлений реальной жизни, однако против заявления Форума интеллигенции высказались. Тут, наверное, уместно вспомнить, что координационный совет форума совместно с политсоветом партии “Родина и честь” обнародовал другое заявление, в котором, в частности, говорилось: “Серж Саркисян должен быть немедленно лишен постов министра обороны и секретаря Совета безопасности и передан в руки правосудия”. Между тем Серж Саркисян, как известно, оказывает большую поддержку многим представителям интеллигенции, подписавшим заявление против Форума интеллигенции.
— Мне интересно, как вы печатаете свои газеты, как легко говорите о чьей-то подкупности. Все знают, что сегодня в Армении от силы 1-2 газеты окупают себя. Остальные финансируются из “неких” источников, о которых я сейчас не хочу говорить, и оставляю этот вопрос на их совести. Тот, кто живет в стеклянном доме, не имеет права бросать камень. В нашей стране лжи и без того много, поэтому нет необходимости придумывать новую ложь о том, что нас подкупили, нам заплатили. Говорю тебе прямо в глаза: Серж Саркисян не имеет никакого отношения к этому заявлению. Я удивился, когда стали муссировать его имя. Он мне не звонил, не говорил, что появилось такое заявление, не спрашивал, читал я его или нет. С Сержем Саркисяном я знаком еще с университета, и он мог мне об этом сказать, но не сказал. Об этом заявлении Серж Саркисян узнал из газет. И то, что сейчас муссируется его имя, ничего, кроме удивления, не вызывает. К тому же в тех целях, которые вы преследуете, наверное, невыгодно приводить другую содержащуюся в заявлении фразу: “Воздерживаясь от оценки мнений, высказанных в адрес отдельных представителей властей Армении, мы не можем оставить без ответа удары, которые наносятся по авторитету нашей родины”. Тем самым мы подчеркнули, что наша задача состоит не в том, чтобы защищать этих людей. Если требуют отставки, пусть требуют, это их дело, но пусть не называют страну центром криминала. Это к добру не приведет.
— А разве приведет к добру то, что в нашем и без того разобщенном и истерзанном обществе представители интеллигенции ради одной стороны выступают с заявлениями друг против друга? Независимо от того, кто в каком лагере находится, надо с уважением относиться друг к другу.
— Полностью с этим согласен. Мне действительно стыдно, что представители интеллигенции выступают с заявлениями друг против друга. Нет даже понятия “интеллигенция”, есть представители интеллигенции. Возвращаясь к твоему первому вопросу, хочу сказать, что мне не страшно остаться в одиночестве. Если появится повод, я снова поставлю подпишусь против этого предложения.