Лента новостей
Новости дня

США НУЖНА НЕ СТОЛЬКО ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ, СКОЛЬКО СТАБИЛЬНАЯ АРМЕНИЯ

09 ноября,2006 00:00

считает американский военно-политический аналитик Ричард Киракосян

Газета “Аравот” уже сообщала о том, что на международной конференции “Вызовы 21-му веку”, состоявшейся в Лондоне с 29-го сентября по 2 октября этого года, выступил заместитель госсекретаря США, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахской проблемы Мэтью Брайза. Он сделал несколько заявлений, в том числе по Армении, отметив, в частности, что конфликты легче решать в условиях авторитарных режимов. Из этого можно сделать вывод о том, что США заинтересованы в сохранении в Армении нынешнего режима хотя бы до урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. В то же время заместитель госсекретаря США заявил, что для Соединенных Штатов демократия – действительно великая ценность, но первоочередным, по его мнению, является урегулирование конфликтов. Отражают ли высказывания Брайзы его личное мнение или это официальная позиция США? С этим и другими вопросами мы вчера обратились к вашингтонскому аналитику по международным отношениям, экономике, безопасности и политическим процессам в СССР, на Среднем Востоке и в Юго-Восточной Азии Ричарду Киракосяну.

Политика США в Армении изменилась

Киракосян, по сути, подтвердил, что вышеизложенные подходы отражают ту новую политику, которую Соединенные Штаты проводят в частности в нашем регионе. “Позиция США в вопросе Армении и особенно в вопросе Карабаха претерпела некоторые изменения. Будучи страной, экспортирующей “цветные” революции (революцию “роз” в Грузии, “тюльпанов” – в Киргизии или “оранжевую” на Украине), США сейчас несколько обеспокоены”,- сказал аналитик. По его словам, Вашингтон уже не уверен в том, что “цветные” революции, которые произошли в этих странах, оказались успешными и эффективными в плане экспорта демократии. “Посмотрите, что сейчас происходит в Бишкеке. С другой стороны, Вашингтон неофициально, но, я считаю, все же изменил свою политику и программы, придавая сейчас большое значение стабильности, а не демократии. Что это означает для Армении? Мне кажется, относительно своих программ по демократии Вашингтон считает, что в любой стране, которая стремится стать демократической или осуществить революцию, должны быть соответствующие предпосылки. Соединенные Штаты считают, что в настоящее время в Армении нет реальной, деятельной оппозиции, каким был Саакашвили в Грузии. По мнению США, дело не в том, что Армения не готова к революции, а в том, что армянская оппозиция не представляет собой реальную альтернативу и не готова к серьезным переменам. Именно поэтому в отношении Армении Соединенные Штаты большое значение придают не демократии, а стабильности, что предполагает скорее эволюционные изменения, чем революцию. На мой взгляд, сейчас, когда уже истекает срок президентства Роберта Кочаряна, в Вашингтоне хотят только одного: продолжения начатых Кочаряном реформ и его политики в вопросе Нагорного Карабаха. Тот, кто придет на смену Кочаряну, должен быть согласен на эти условия”,- пояснил американский аналитик.
Вторая новость, о которой сообщил Брайза, по словам Ричарда Киракосяна, состоит в том, что сегодня несвоевременно применять против Армении рычаги и оказывать на нее давление. Призыв “Freedom house” заморозить предназначенное для Армении финансирование в рамках программы “Вызовы Тысячелетия”, который прозвучал перед предстоящими в мае выборами, оказался и запоздалым, и преждевременным. Запоздалым, потому что правильнее было бы выступить с этим призывом в период проведения правительством Армении переговоров об утверждении этого финансирования. А преждевременным, потому что есть ожидания от предстоящих в мае выборов. Их особенно много после референдума по внесению изменений в Конституцию”,- отметил Р.Киракосян. По его убеждению, на этот раз Европа и США не намерены терпеть сфальсифицированные выборы и новые ошибки. С другой стороны, “вызовы”, по словам аналитика, — единственный рычаг в руках США в плане оказания давления на Армению, и “они могут быть использованы, если предстоящие в мае парламентские выборы пройдут нечестно. Тем более, что эти выборы, как известно, непосредственно связаны с последующими президентскими выборами”. В вопросе обеспечения стабильности в Армении и продолжения политики Кочаряна, а также в отношении своих планов по России после ухода Путина Соединенные Штаты выжидают, надеясь, что в частности в Армении оппозиция, демократия, гражданское общество могут постепенно развиваться по эволюционному пути, отметил Ричард Киракосян. Вместе с тем он заверил, что с приходом нового посла США в РА Хогланда демократия и свобода прессы станут для него вопросами номер один. “В деле назначения Хогланда армянское лобби нанесло ему столько пощечин, что он захочет не то, чтобы мстить, а быть строгим к Армении, тем более, что в Вашингтоне считают, что политику в отношении Армении следует направить в правильное русло. Политическая элита Армении должна знать, что предстоящие выборы будут иметь для США более важное значение, чем предыдущие. Армения не может проводить нечестные выборы. Требования будут более строгими, а реакция – более жесткой. Но я не уверен, что политическая элита это понимает”,- сказал Ричард Киракосян. В этом вопросе, по его словам, действительно есть противоречие между требованием проведения демократических выборов с одной стороны и приоритетом сохранения в стране стабильности — с другой. Тем не менее, отметил аналитик, США уже придают большое значение сохраняющейся в Армении стабильности, поскольку это единственное преимущество, которая Армения имеет перед своими соседями – Грузией и Азербайджаном.

“Я не осуществляю PR Сержа”

Недавно в интервью Общественному телевидению Армении Ричард Киракосян сказал, что в качестве преемника Кочаряна Соединенные Штаты видят Сержа Саркисяна. Это высказывание пресса расценила как “PR Сержа”. “Ваш вопрос дал хороший повод подтвердить мои слова, поскольку в действительности я являюсь вашингтонским аналитиком и плохо говорю по-армянски. У меня не было намерений проводить PR. Я просто высказал свое личное мнение, согласно которому Вашингтон хочет, чтобы после Кочаряна его преемником был Серж Азатович, потому что в Армении нет оппозиции. Но лично я на политической арене не отдаю предпочтение ни тому, ни другому, я их не люблю, они мне не нравятся. Я думаю, что точно так же считают Вашингтон и Москва, между которыми есть договоренность видеть преемником Кочаряна Сержа Саркисяна”.
До перехода партии “Оринац еркир” в лагерь оппозиции Киракосян в качестве преемника Кочаряна назвал не только Сержа Саркисяна, но и Артура Багдасаряна. А сейчас лидер “ОЕ” больше не считается потенальном кандидатом в президенты РА? “Если бы Артур Багдасарян был умнее, он бы раньше вышел из правительства, не дожидаясь, чтобы его выкинули. Но для него трудность состоит в том, что США, а пожалуй, и Европа, не верят, что он готов стать президентом. Они думают, что время Артура Багдасаряна еще не пришло. Возможно, в следующий раз”,- ответил аналитик.

В Армении нет реальной альтернативы

По мнению Ричарда Киракосяна, на данный момент в Армении нет реальных оппонентов нынешним властям. “Мощная оппозиция может способствовать осуществлению в стране многих положительных процессов. Но реальность такова, что в Армении, к сожалению, политика представляет собой закрытую систему, политические дебаты и решения носят закрытый характер”,- отметил Р.Киракосян. По его словам, сегодня у оппозиции нет четких программ, и вообще политика в Армении ограничивается столицей, политические процессы не охватывают области страны, что является большой ошибкой. “Вторая проблема, на мой взгляд, состоит в том, что для оппозиция большее значение имеют персоны, а не программы. И поскольку оппозиции пока не удается представить программы, она должна быть менее амбициозной”,- заметил Ричард Киракосян. Резюмируя беседу, он тем не менее подчеркнул: “Европа и США не могут сказать: на посту президента Армении мы видим этого кандидата, а того-то не хотим видеть. Москва, пожалуй, может сказать, но США и Европа – нет. Но это даже неважно, кто что хочет. Если есть личность, которая заверит, что после ухода Кочаряна будет осуществлять его программу и гарантирует стабильность в стране, мы, возможно, назовем имя не Сержа, а этого человека. Мне бы не хотелось, чтобы какая-либо страна имела возможность заставить жителей Армении принять предложенного ею кандидата. Выбор должны сделать армяне, а не европейцы, американцы или русские. Поэтому избиратели в Армении должны проявить активность, преодолеть апатию. А политической и властной элите необходимо знать, что время не на их стороне. Все равно как это назовут — революцией или постепенной эволюцией. Главным их компонентом является слово “перемена”.

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать