считает член совета Республиканской партии Армении Артак Григорян
О необходимости проведениях в 2007 году справедливых и прозрачных парламентских выборов говорят и провластные, и оппозиционные партии. Но их взгляды на этот вопрос диаметрально противоположны. Власти, как всегда, уверяют, что они пройдут честно и справедливо, а оппозиция, ссылаясь на предыдущие выборы, утверждает обратное. Об этих и других вопросах мы беседуем с членом совета РПА Артаком Григорянм.
— В Армении перед каждыми выборами уверяют, что они будут справедливыми, свободными и прозрачными. Однако международные организации, после обобщения результатов голосования, в своих докладах представляют совсем иную картину, каждый раз показывая нам “желтую карточку». Есть ли гарантия, что в опубликованных на этот раз докладах будет представлена иная картина? Есть ли гарантия, что на этот раз они пройдут намного лучше и будут соответствовать европейским стандартам?
— Понятие “хорошо” несколько относительно. Международные наблюдатели сравнивают наши выборы с выборами в странах, имеющих 100-200-летнюю демократию. Я не настолько наивен, чтобы утверждать, что наши выборы пройдут так, как они проходят в этих странах. Но я уверен, что на фоне нашего опыта они будут несравнимо более честными. С другой стороны, проведение справедливых и прозрачных выборов – задача не только власти. Ведь стоит какой-либо силе организовать на ряде избирательных участков провокации, как международные организации расценят выборы как прошедшие с нарушениями.
— Но пока проходящие у нас выборы критикуют из-за раздачи избирательных взяток и осуществления фальсификаций со стороны избирательных комиссий, которые пополнились в основном из представителей проправительственных партий.
— К сожалению, избирательные взятки неизбежное явление не только в Армении, но и во всех развивающихся странах. Вспомните, когда мы только встали на демократический путь, понятия “избирательная взятка” на выборах 1990-91 гг. в Армении еще не было. Демократия наряду с положительными сторонами имеет и негативные проявления, которые со временем исчезнут. В ходе будущих выборов роль избирательных взяток постепенно сойдет на нет. Это однозначно. Что касается избирательных комиссий, то оппозиция, я думаю, в состоянии проконтролировать выборы посредством своих представителей в избиркомах. Механизмов контроля сегодня достаточно. Недавно Галуст Саакян заявил, что оппозиция готова продать свои места. Пусть продает. Если бы представители оппозиции проявили волю и принципиальность, никто без их согласия не смог бы купить эти места. Но я уверен, что предстоящие выборы будут достаточно справедливыми и прозрачными.
— Как вы расцениваете внутриполитическую ситуацию перед выборами?
— Для меня внутриполитическая ситуация достаточно сложная и нежелательная. Все как будто озлоблены, царит атмосфера тотального недоверия, отсутствует взаимоуважение. Пресса заполнена оскорблениями в адрес друг друга. Мы должны избавиться от этого.
— Виноваты ли в возникновении атмосферы тотального недоверия власти?
— Я вижу и вину властей, и вину оппозиции.
— В чем вина властей, понятно – они обманывают, фальсифицируют выборы… А в чем вина оппозиции?
— То, что подразумевают под фальсификацией выборов, весьма спорно. Приведу один пример. Я родом из села Астхадзор Мартунинского района. Во время президентских выборов Роберт Кочаряна набрал примерно 40%, а кандидат оппозиции — 60%. Перед вторым туром я приехал к себе в село, где живут мои родные, знакомые, друзья и начал их убеждать: если хотите, чтобы я вам помогал, значит победу на выборах должен одержать этот человек. И во втором туре никаких фальсификаций, никаких нарушений в нашем силе не было. Кочарян набрал 67% голосов. Что касается оппозиции, то она очень быстро исчерпала свои ресурсы. Оппозиция имела право быть недовольной выборами, поскольку для этого были серьезные основания. Но если ты бойкотируешь политическую борьбу, значит остается только одно –оскорблять. Я не считаю правильным изоляцию оппозиции от политической борьбы. Это еще больше углубило существовавшие в обществе недоверие.
— Вы считаете, что если оппозиция проявит большую активность, выборы пройдут более справедливо?
— Однозначно.