Вчера Национальное Собрание Армении отклонило разработанный правительством проект закона “Об оперативно-розыскной деятельности”
При голосовании по законопроекту не было кворума. Кстати, этот документ был отклонен еще два года назад. Конечно, в проекте закона есть вызывающие опасение положения, которые и дали основание депутатам от оппозиции вчера заявить, что делается попытка «узаконить беззаконие». Сказанное, в частности, относится к ст.16, которая регулирует прослушивание телефонных разговоров. “Если затягивание проведения оперативно-розыскного мероприятия может привести к совершению теракта либо к событиям или дейстиям, угрожающим государственной, военной или экологической безопасности Республики Армения”, то эти мероприятия проводятся без санкции суда. Однако после этого в течение 48 часов необходимо получить разрешение суда на прослушивание телефонных разговоров»,- гласит одно из положений законопроекта. Депутат фракции Объединенной трудовой партии Григор Гонджеян заявил, что это положение противоречит ст.23 Конституции: “Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграммных и других сообщений, которое может быть ограничено только решением суда в случаях и порядке, установленных законом”. В ответ председатель парламента Тигран Торосян напомнил, что согласно ст.4 Конституции РА права, установленные в ст.25 Основного закона, могут быть ограничены в том случае, если возникает необходимость “в обеспечении государственной безопасности, общественного строя, в предотвращении преступлений”.
Не секрет, что прослушивание телефонных разговоров сотрудники отечественных правоохранительных органов проводят и без ограничений закона. А статья 6 отклоненного вчера законопроекта устанавливает ограничения для оперативно-розыскной деятельности. Приведем некоторые из них:
“Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
1. проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах или в ущерб физическому или юридическому лицу,
2. конфиденциально участвовать в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, партий и других организаций с целью оказания воздействия на эту деятельность,
3. в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности должно быть обеспечено право на тайну личной и семейной жизни человека и гражданина, неприкосновенность жилища, переписку, телефонные разговоры, почтовные, телеграммные и другие сообщения, которые могут быть ограничены только в порядке, установленном данным законом”.
Перечисление ограничений можно было бы продолжить. Заметим, что до отклонения законопроекта министр юстиции РА Давид Арутюнян заявил: “Если не примем закон, это поле будет продолжать существовать в том виде, в каком оно существует сейчас – без каких-либо ограничений”. А глава парламента Тигран Торосян отметил: “Именно отсутствие законов создает многие угрозы”.