советует на Новый год депутат парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн Алвард Петросян
Вчера в клубе “Пастарк” (“Аргумент”) состоялась встреча с депутатом парламента, публицистом Алвард Петросян. Напомнив о том, что 2007-ой – год выборов, госпожа Петросян заметила: “Выборы я воспринимаю как маленькую гражданскую войну – все друг с другом враждуют, потом мирятся, убеждаясь, что не стоило из-за этого ссориться с соседом, родственником или другом. Если бы в результате этого народ становился мудрее и, накопив опыт, двигался вперед … Но мудрее он как будто не становится”.
“Обвинять легче всего – от Тиграна Великого до Роберта Кочаряна,- говорит писательница. — Но мы тоже виноваты, поскольку в конечно счете мы порождаем всех царей, президентов и чиновников, однако национальный опыт не приобретаем”. Алвард Петросян пришла к печальному выводу: “мы находимся в духовном коллапсе, в очень важном кризисе”. Она использовала и другое определение: социальный дарвинизм. “Сейчас в Армении проводятся акции добролюбия (писательница предпочитает использовать это слово вместо слова “благотворительность”.- А.И.), которые я воспринимаю как социальный дарвинизм. Мы постоянно хотим приобщаться к Богу, но оказалось, что человек пока что происходит от обезъяны. Делают что-то, а потом, как обезъяна, постоянно трубят об этом”.
“Аравот” напомнила о последней пресс-конференции президента Кочаряна, в ходе которой он оправдал силы, вовсю рекламирующие свою благотворительную деятельность. По словам Кочаряна, “Процветающая Армения” использует простые и понятные лозунги, основная мысль которых сводится к следующему: мы думаем о народе. Означает ли это, что первое лицо государства поощряет данное явление? – поинтересовались мы. “Я думаю, что культура добролюбия в Армении только формируется и может иметь пошлые проявления, какие наблюдаются у нас сегодня. Будем надеяться, что когда-нибудь добролюбие будут осуществлять со смирением. Однако по большому счету хорошо, что хоть что-то делается. Я не защищаю Гагика Царукяна или кого-то еще. Но мне кажется, что должен работать определенный государственный, властный или еще какой-то институт, который бы предупреждал: сдерживайте свое стремление к показухе. Мы должны помнить о том, что живем в стране, где нельзя так ломать хребет народа. Та форма, в какой сегодня в Армении осуществляется благотворительность, свидетельствует о том, что мы прививаем народу психологию попрошайничества. Между тем мы должны жить в статусе народа-воина. Речь идет о достоинстве… Человек, хотя бы раз просивший милостыню, никогда этого не забывает. В нашем добром народе необходимо сформировать культуру: делаешь что-то, не кричи об этом”.
Мы заметили, что деятели АРФ Дашнакцутюн спокойно критикуют правительство, в состав которого входят, но проявляют осторожность в отношении президента. Скажем, член Бюро АРФД,вице-спикер Ваан Ованесян в ситуации, сложившейся вокруг государственного гимна, обвинил правительство. Между тем очевидно, что инициатива смены гимна “Наша Родина” исходила от Роберта Кочаряна. И во время недавнего приема президент признался в этом журналистам, заметив, что действующий гимн его не вдохновляет. “А мне не нравится гимн Арама Хачатуряна,- сказала Алвард Петросян. – Я бы не сказала, что наш гимн – нечто фантастическое. Какой бы гимн ни утвердили, я при его звуках с почтением встану. Но мне кажется, что гимн Хачатуряна заменили не просто так. В то время, когда Верховный Совет менял гимн, никто не учитывал, какую музыку — хорошую или плохую — написал Арам Хачатурян. Тогда соединяли разорванные звенья исторической цепи. Сейчас мы вновь разрываем эту цепь… Независимо от того, чья это была инициатива — правительства или президента РА, не думаю, что можно постоянно все стирать и начинать сначала. Хачатуряновский гимн олицетворял совсем другое. Мы разрушали империю, и хотели избавиться от всех ее символов. Если исходить из этой логики, можно сказать, что памятник Ленину вместе со своим пьедесталом представлял собой прекрасное произведение искусства. Почему же рьяные сторонники хачатуряновского гимна стерпели демонтаж памятника Ленину?… Сейчас они хотят вернуть гимн. Тогда давайте вернем и все остальное. Ваан Ованесян, наверное, не знал, что инициатором изменения гимна является не правительство”.