утверждает секретарь Народной партии Армении,
депутат парламента Степан Закарян
— К какому решению пришла НПА — участвовать в выборах самостоятельно или опять в составе блока?
— Решение по этому вопросу будет принять на предстоящем в субботу съезде партии. В НПА настроены на самостоятельное участие в парламентских выборах, однако политсовет и правление партии пока не приняли окончательного решения.
— В случае самостоятельного участия не опасаетесь недовольства со стороны сегодняших ваших партнеров, ведь многие из них надеются опять сформировать блок?
— Народная партия Армении всегда была в роли объединяющей силы и, если говорить откровенно, в том, что блок не создается, виновата не НПА. Не думаю, что участие оппозиции в выборах единым списком правильно. Убежден, что звучавшие на протяжении многих лет заявления о неспособности оппозиции объединиться были заготовленной властями бомбой. А кто сказал, что обязательно надо объединяться. Мы не жалеем ни о блоке «Единство», ни о блоке «Справедливость». Просто сейчас другое время, другая ситуация. Мы никогда не отказывались от своих целей — утверждения в стране конституционной власти и так далее. Однако это не означает, что для их достижения оппозиция обязательно должна участвовать в выборах по единому списку. Но то, что во многих вопросах оппозиция обязана вести консолидированную борьбу, это факт. И мы будет добиваться, чтобы так и было.
— Член партии «Республика» Сурен Суренянц недавно заявил, что если какая-либо опозиционная партия на захочет объединяться, значит она является «миной». Между тем «Оринац еркир» уже решила участвовать в выборах самостоятельно. Так, наверное, поступит и «Национальное единение», НПА, пожалуй, тоже. Получается, что все эти партии — «мины»?
— Начиная с 1998-99 годов под оппозицией подразумевают прежде всего Народную партию Армении. И если НПА не оппозиция, значит в Армении оппозиции вообще не существует. Во-первых, вопрос в том, к кому присоединяться. Мы считаем, что перед НПА не стоит проблема присоединения. Если кто-то захочет присоединиться к нам, мы не будем против и обсудим этот вопрос. Но, повторяю, я не думаю, что участие в выборах по единому списку может гарантировать для общего дела стопроцентный успех.
— В прессе появились сообщения о том, что в пропорциональном списке вашей партии могут появиться и другие имена, в частности, Грант Хачатрян.
— Это недоразумение. Я являюсь секретарем НПА, но мне не приходилось участвовать обсуждении подобных вопросов. Список еще предстоит обсудить. Как только вопрос о формате участия НПА в парламентских выборах будет окончательно решен, тогда можно поговорить на эту тему.
— В 2003 году, когда НПА решила войти в блок и когда сформировался блок «Справедливость», многие члены партии справедливо обиделись на то, что их не включили в пропорциональный список. Сейчас партия как будто настроена на самостоятельное участие в выборах. Обусловлено ли это также нежеланием обидеть членов НПА?
— Я этих людей понимаю, поскольку НПА — это та оппозиционая партия, которая имеет серьезные структуры. НПА сохранила свою силу и продемонстрирует ее на предстоящих выборах, я в этом убежден. А люди выражают недовольство, поскольку считают, что те, кто присоединился к НПА, должны иметь соответствующие заслуги, между тем вклад НПА несравнимо больше. Но мы в свое время приняли правильное решение. Степан Демирчян руководствовался моральными принципами, когда решил продолжить путь с теми, кто защищал его на президентских выборах. Он не сменил команду, и я считаю это решение справедливым и правильным. Другое дело кто как повел себя после прихода в парламент.
— Говорят, на этот раз европейские наблюдатели будут беспощадны и в случае тотальных фальсификаций заставят пересмотреть результаты выборов. Не секрет, что они всегда об этом заявляли, но мы-то знаем, чем все заканчивалось. Какие ожидания у НПА от международных наблюдателей на этот раз?
— НПА никогда не возлагала надежды на наблюдателей. Конечно, наблюдатели, их оценки необходимы. Но нынешние выборы отличаются от всех предыдущих выборов тем, что, во-первых, меняется президент, во-вторых, повышается роль Национального Собрания. Все это создает абсолютно новую ситуацию, в которой рисовать цифры, я убежден, будет нелегко. Именно этим обусловлены невиданные размеры взяток. Если бы эти люди были уверены, что, как и раньше, смогут нарисовать цифры, они бы не стали раздавать такие суммы. Эти затраты свидетельствуют о том, что власти встревожены. Уверен, что оппозиция больше чем когда-либо имеет предпосылки для победы.
— Вы уверены, что ваших представителей в избиркомах не попытаются подкупить?
— Я уважаю людей, которые представляют нашу партию в избирательных комиссиях. Они достойны уважения, поскольку на протяжении стольких лет, в период девальвации нравственных ценностей вели борьбу и оставались неподкупными. Я очень рад, что в НПА есть такие люди.
— Сколько процентов голосов рассчитывает получить Народная партия?
— Цифры называть не буду. Но не надо забывать, что со дня своего создания Народная партия побеждала на всех выборах, вот почему НПА опять поставила перед собой цель победить.