Для перечисления вопросов, касающихся законопроекта о введении в Армении института двойного гражданстве, газетной площади явно не хватит
«Не следует усложнять вопрос об институте двойного гражданства. Я заметил, что не только политические деятели, но и некоторые газеты считают, что остались определенные вопросы. Никаких вопросов не осталось»,- заявил 27 февраля в клубе «Урбат» руководитель парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн Грайр Карапетян. Очевидно, что это был ответ на опубликованную в тот день в газете «Аравот» статью под названием «Двойное гражданство введено. Вопросы остались». Попытаемся обосновать свою точку зрения.
Вопрос 1. Как получилось, что АРФ Дашнакцутюн выступила против провозглашенного ею антиконституционным дополнения к закону, согласно которому граждане, не имеющие прописки в Армении, не участвуют в голосовании? Между тем разработанная АРФД концецпия проекта закона о двойном гражданстве (она размещена на сайте www.yerkir.am), которая достаточно долго находилась в обращении, предусматривает, что лица, имеющие двойное гражданство, могут воспользоваться избирательным право только после длительного и беспрерывного проживания в Республике Армения. Как показывает международная практика правового регулирования данного вопроса, пользоваться своими в определенной степени ограниченными политическими правами разрешается не только лицам с двойным гражданством, но и иностранцам, и такой подход международное сообщество считает правомерным. Речь, в частности, идет об участии в выборах в органы местного самоуправления, причем только после «проживания в течении определенного времени в государстве, предоставившем двойное гражданство».
Вопрос 2. В той же концепции говорится: «В некоторых государствах в отношении лиц, имеющих двойное гражданство, действуют определенные ограничения в вопросе выдвижения как на избираемые, так и на назначаемые должности». Почему в принятом пакете не было введено ограничение в отношении назначаемых должностей, а предложение Объединенной трудовой партии об ограничении для премьер-министра и членов правительства возможности иметь двойное гражданство, упорно отклонялось? Кстати, нерешенным остался вопрос о прекращении полномочий избранных депутатов Национального Собрания в случае принятия ими гражданства второй страны.
Вопрос 3. Был ли дан четкий ответ на вопрос, который озвучил непосредственно перед голосованием председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян: «Давайте наконец уточним: считаем мы территорией Армении наши дипломатические представительства или нет?» Вопрос касался того положения законопроекта, по которому выборы впредь должны проводиться только на территории РА. До сих пор избирательные участки формировались также в зарубежных дипломатических и консульских представительствах Армении. Не является ли нарушением избирательного права граждан Армении отказ от проведения выборов в армянских диппредставительствах за рубежом? Еще один вопрос: в результате этих изменений у нас появится больше избирателей (кстати, никто из зарубежных армян, участвовавших в форуме Армения-Диаспора, никогда не изъявлял желания получить право на участие в выборах в Армении) или, наоборот, более широкий слой общества лишится права участвовать в выборах?
Вопрос 4. Установлено, что каждый человек, имеющий армянские корни, вправе обратиться для получения гражданства Республики Армения. Во время обсуждения законопроекта в первом чтении один из депутатов фракции Республиканской партии поинтересовался, какой государственный орган должен подтверждать факт принадлежности к армянской нации. Как отметил докладчик, основанием для этого могут служить даже церковные приходские книги. И этого будет достаточно? Может, для определения этнического происхождения стоит создать центра анализа ДНК армян? Мы уже не говорим о том, что не принято предоставлять гражданство по этническому принципу. Каждый, кто принимает условия действующего в данной стране соответствующего закона, может стать гражданином этой страны.
Вопрос 5. «Мы не имеем права вносить дискриминацию»,- заявил министр юстиции Давид Арутюнян, когда спикер парламента Тигран Торосян предложил изъять из законопроекта положение, согласно которому лица, отказавшиеся от гражданства РА по собственному заявлению после 1995 года, могут восстановить его в упрощенном порядке. Уверены ли сторонники предоставления такой возможности, что гражданство РА в упрощенном порядке не восстановят покинувшие нашу страну азербайджанцы?
Вопрос 6. Руководитель парламентской фракции Республиканской партии Армении Галуст Саакян, к сожалению, не в зале заседаний парламента, а на пресс-конференции указал на следующую нерешенную проблему: «Если человек является гражданином двух государств и эти страны находятся в состоянии конфликта, в отношении какого государства он должен выполнять свой долг?»
Вопрос 7. В ходе дискуссии член правления Армянского общенационального движения Ованнес Игитян напомнил, что в соответствии с законом «О партиях» финансовое содействие партиям со стороны зарубежных государств и юридических лиц запрещено. «В таком случае,- заметил г-н Игитян, — как должны работать партии, если права находящихся за пределами Армении лиц с двойным гражданством не ограничены по части членства в партиях?» В ответ на этот вопрос министр юстиции Давид Арутюнян сказал, что партии опять-таки не могут финансироваться извне и иметь членов за рубежом. Нет ли в этом вопросе противоречия?
Вопрос 8. И, наконец, самый актуальный вопрос: если политические цели действительно не преследовались, чем была вызвана необходимость обсуждения столь важного вопроса в период, когда депутаты целиком поглощены предвыборными заботами, когда обсуждения проходят при пустом зале, а законопроект о введении двойного гражданства принимается в ходе сфальсифицированного голосования всего 66 голосами?