Рейд «Аравот» по офисам двух основных партий власти
Фанатичным стремлением открывать свои офисы отличаются две партии — Республиканская и «Процветающая Армения». Стоит в каком-либо оживленном районе столицы появиться офису Республиканской партии Армении (РПА), как тут же рядом появляется офис «ПА». И наоборот. Поскольку эти две партии претендуют на получение в ходе парламентских выборов большей части голосов избирателей, мы решили побывать в офисах именно этих политических сил и посмотреть, что происходит за их стенами.
Официальные разъяснения
В штаб-квартире РПА Артак Зейналян сообщил, что идет процесс обучения доверенных лиц и членов избирательных комиссий. «На всех избирательных участках у нас должны быть грамотные доверенные лица. Мы попытаемся в рамках закона провести свободные, справедливые и прозрачные выборы»,- пояснил А.Зейналян.
По словам председателя организационной комиссии РПА Рубена Тадевосяна, граждане обращаются к ним с разными проблемами, в том числе с вопросами о пенсиях, трудоустройстве, плате за учебу. РПА имеет 61 территориальную организацию, 10 областных и 950 первичных структур. Только в Ереване действуют 200 офисов Республиканской партии, а по всей стране — более 700. Нас пытались убедить в том, что появление такого большого числа офисов не обусловлено выборами, хотя не отрицали, что на пороге выборов их число удвоилось. Р.Тадевосян сообщил, что сотрудники офисов Республиканской партии получают зарплату и, соответственно, платят налоги. Зарплата менеджера офиса составляет 70 тысяч, оператора — 50 тысяч драмов. РПА действует в налоговом поле, и лишь из-за ничтожной цифры партия не вошла в список 300 крупных налогоплательщиков.
А вот что сообщил нам координатор общественных связей партии «Процветающая Армения» Багдасар Мгерян: по всей республике действуют 526 офисов «ПА», в одном только Ереване — 298. В отличие от офисов РПА сотрудники офисов «Процветающей Армении» работают на общественных началах и зарплату не получают. А это означает, что они не платят налоги с «не существующей» зарплаты. В офис «ПА» тоже обращаются в основном с проблемами социального характера. Однако, по словам г-на Мгеряна, все эти вопросы партийные офисы адресуют фонду «Гагик Царукян».
Что мы увидели
Офисы РПА и «Процветающей Армении» действовали и после 15 часов. Посетители отсутствовали, а сотрудники в основном были заняты тем, что пили кофе или резались в карты. В 16.16 офис «ПА» по адресу Комитаса, 9 был уже закрыт. Сотрудники штаб-квартиры РПА, расположенной в Давидашенском микрорайоне, сообщили, что посетителей бывает много, но не стали более подробно рассказать о работе офиса, сославшись на отсутствие шефа. Напротив офиса находится особняк бывшего депутата и предпринимателя Рубена Геворкяна, за оградой которого можно увидеть небольшое сооружение. Часть его предоставлена под офис партии «Процветающая Армения». Однако в 16.27 офис был закрыт. Чуть выше, буквально в пятидесяти шагах, находился еще один офис «ПА», где мы увидели человек 6-7, которые играли в блот. Еще несколько человек сидели за соседним столом. Я представилась, сказала, что хочу поговорить с их шефом. Один из присутствовавших представился руководителем, но отказался назвать себя. Он даже не захотел рассказать, чем занимается офис и ответить на мои вопросы. На помощь пришел его коллега, назвавшийся Мнацаканом Асатряном. «К нам обращаются по всем вопросам»,- сказал он. Я поинтересовалась, кем для членов партии является Рубен Геворкян. Мне, наверное, не следовало задавать этот вопрос, потому что один из присутствовавших страшно рассердился и заявил, что Геворкян сам для себя открывает офисы. Однако его тут же одернули — «ничего не говори, сразу напишет в газете». Тут в наш разговор вмешался один из участников игры в блот. Обратившись ко мне, он заявил: «Значит так. То, что ты здесь записала, печатать не будешь». Этот человек не представился, сказал лишь, что он юрист. Ситуация стала накаляться, и меня попросили покинуть помещение. Поздно вечером мне позвонили какие-то люди и «по-дружески» попросили не печатать этот материал.
По нашим подсчетам только в Давидашене более десятка офисов «Процветающей Армении». Один из них находился недалеко от того офиса, где у меня произошел конфликт. Однако здесь, как оказалось, работали воспитанные молодые люди. Они сообщили, что их руководителем является Рубен Геворкян, а начальником штаба — Артак Геворкян. Позже мы выяснили, что руководитель Давидашенской структуры Альберт Казарян.
Один из офисов «ПА» располагался на перекрестке улиц Кутузова и Сундукяна в…. будке, правда, основательно подвергшейся тюнингу. Его сотрудники тоже оказались людьми доброжелательными, однако их политические взгляды сводились к следующему: «ПА» не раздает деньги», «мы вступили в «ПА» ради Гагика Царукяна — люди голосуют не за партию, а лично за Царукяна». Они также знали, что из себя представляет партия «Процветающая Армения»: «Это не оппозиция, и не власть. «ПА» — это другой вариант».