уверен председатель Либерально-прогрессивной партии Армении Ованнес Ованнисян
— Ваша партия впервые должна была участвовать в парламентских выборах в качестве политической силы. Однако в последний момент вы вышли из игры. Почему?
— Мы твердо решили участвовать в парламентских выборах, поскольку были уверены, что нам есть что сказать обществу. У нас есть конкретная программа, есть видение развития страны и есть потенциал для его претворения в жизнь. Однако в процессе обсуждений мы пришли к выводу, что сегодня отсутствует внутренняя ситуация, необходимая для проведения политических выборов, да и общество к ним не готово. Состоявшиеся в Армавире выборы мэра города стали последней каплей — мы убедились, что политического поля как такового в стране нет и что в содержательном плане выборы в очередной раз не будут предполагать серьезную идейную борьбу.
— Что вы имеете в виду, говоря о выборах мэра Армавира?
— Я имею в виду то, что хотя о свободных, справедливых и нормальных выборах говорили в первую очередь властные силы, однако они к этому не готовы, у них нет соответствующей политической воли. Для проведения выборов вновь используются деньги, взятки и другие ресурсы, что ничего хорошего не сулит.
— Но когда ваша партия представляла в ЦИК свой пропорциональный список ситуация ведь была аналогичной. Неужели вам казалось, что ситуация может резко измениться в считанные дни?
— Нет, конечно, мы не питаем таких иллюзий. Но мы думали, что, поскольку оппозиция не объединилась, ситуация может измениться. Однако все, пожалуй, будет зависеть от поствыборных процессов. Я думаю, судьба предстоящих 12 мая выборов будет решаться на улице. В Армении выборы как политический интститут не состоялись. Поэтому мы решили направить пока все ресурсы партии на выборы в одномандатном округе, где я выдвинут кандидатом в депутаты.
— Вы утверждаете, что судьба выборов будет решаться на улице. Но сейчас даже американцы считают, что в Армении нет предпосылок к осуществлению цветной революции. Значит даже Запад не верит, что в Армении возможна революционная ситуация. Как вы, будучи носителем западных взглядов, относитесь к этой точке зрения?
— Они многого не замечают. У нас есть внутренние проблемы, присущие только нам, тем людям, которые живут в этой стране. Американские теоретики и политологи мыслят очень академично. Вопрос в том, есть ли у нашего народа желание изменить свою жизнь или он смирится с той ситуацией, которая сложится после 12 мая. Ответ на этот вопрос может дать только сам народ.
— Вы баллотируетесь в парламент в 5-ом избирательном округе, где основным кандидатом в депутаты является Левон Саркисян, он же Левик с мукомольного, который давно уже начал процесс раздачи взяток и подарков избирателям, учителям школ, воспитателям детсадов — уюги, чайники к 8 Марта, походы в ресторан и так далее. Что вы можете противопоставить всему этому?
— Вы фактически подтвердили то, о чем я говорю. Я не собираюсь дарить утюги или чайники, это не мой стиль. Я — политический деятель и будут представлять свои программы и взгляды, так что пусть общество решает, кого выбирать. Если избиратель предпочтет утюг и ресторан, пусть потом, когда утюг испортится, а несколько тысяч драмов закончатся, никого не обвиняет и не возмущается — что за люди пришли к власти.
— Некоторые представители оппозиции уже заявили, что будут защищать вашу кандидатуру. Это как-то расширит ваши возможности или будет чисто моральной поддержкой?
— Да, такие заявления были. Пожалуй, в 5-ом округе я становлюсь единым кандидатом оппозиции. Мне кажется, 5-ый избирательный округ станет той лакмусовой бумагой, которая проявит качество выборов.
— Самвел Бабаян, который в 37-ом округе должен был соперничать с братом министра обороны Сержа Саркисяна, снял свою кандидатуру. Как вы думаете, почему он отказался от борьбы?
— Зная Самвела Бабаяна, я, честно говоря, не думал, что он снимет свою кандидатуру. Мне казалось, он пойдет до конца. Но если Бабаян решил отказаться от борьбы, значит на то была серьезная причина либо серьезная договоренность.
— Приведет ли смена премьер-министра к серьезным изменениям в стране или все останется по-прежнему?
— После кончины главы правительства произойдут серьезные изменения. Андраник Маркарян был не только технократом и выполнял не только функции главы правительства. Он еще и был руководителем правящей партии и благодаря своим человеческим качествам умел решать многие видимые и невидимые вопросы. У премьера был оправданный имидж человека, способного сглаживать острые углы многих политических вопросов. Место Андраника Маркаряна еще долго будет пустовать, и это серьезно изменит ситуацию в политическом поле. С его уходом из жизни политическое поле станет жестким, возрастет вероятность серьезных потрясений.