Этот извечный шекспировский вопрос стоит сегодня перед председателем Марксистской партии Армении Давидом Акопяном
Еще до парламентских выборов, в апреле этого года, г-н Акопян на пресс-конференции пообещал, что если ни по мажоритарной, ни по пропорциональной системам «народ все-таки не отправит меня на арену парламентаризма, то с 13 мая я навсегда уйду из политики». Вчера мы поинтересовались у лидера армянских марксистов, остается ли в силе его обещание и отказался ли он от намерения выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2008 года. Напомним, что в апреле на наш вопрос, решил ли он участвовать в выборах 2008 года, Давид Акопян, подняв палец кверху, сказал: «Уже решено. Это не я решил. Решают там». Сейчас лидер МПА заметил: «По поводу того, оставаться или нет в политике, я сказал, что, если удостоюсь безразличия общества, то, как Андраник, плюну и уйду. Сегодня передо мной стоит более актуальный вопрос: ту би ор нот ту би? Быть или не быть? Вот в чем вопрос. Как говорил принц Гамлет, умереть, заснуть вечным сном или взять меч и выйти против моря скорби, волнующего нацию? И я могу окончательно заявить: ту би — быть в качестве исторической необходимости до завершения президентских выборов. Так что это не заказ моих товарищей по партии, а общественное требование. И в частности, заказ прекрасного пола». Нас заинтересовало, в чем проявился заказ прекрасного пола. На это главный марксист скромно ответил: «К моему удивлению, армия моих поклонников состоит в основном из женщин. И, как сказал бы Джон Фитцджеральд Кеннеди, кто владеет этой армией, тот побеждает».
Давая оценку парламентским выборам 12 мая, Давид Акопян сказал: «Эти выборы войдут в историю как азиатский балаган, поскольку за последние 15 лет мы впервые стали свидетелями продажи власти на улице. Власть была передана в награду мужам не на основе избирательного права или на идеологической базе и убежденности. Она просто была продана. Это уже свидетельствует о глубоком нравственном, волевом и политическом упадке общества и о кризисе». По мнению г-на Акопяна, электорат состоит из нескольких слоев. «Ту часть, которая не имеет идейной принципиальности и готова вынести на аукцион свою совесть, душу и избирательный голос, обществоведение называет «быдлом общества», сбродом. Эта та часть, которая, как проститутка, продавала на улице свой голос. Второй слой электората — это благородный слой. Если помните, свои выступления я всегда начинал с обращения «благородные армяне». Это сознательная часть общества. Они свой гражданский долг выполняют добросовестно, без протекционистской вербовки и избирательной взятки, только проявляя идейную принципиальность. Этот благородный слой обеспечил для моей партии как минимум 10 процентов. И никто не может сказать «ты лжешь», поскольку во время подсчета голосов никому не позволили вести наблюдение за избирательной урной. По некоторым сведениям, лицам, осуществлявшим подсчет голосов, заплатили 10 тысяч долларов. Они брали избирательный бюллетень и вместо «Али» читали «Вали». И никто не имел права вступать с ними в спор. В случае спора они могли пригласить вульгарного мента. Так что сейчас избирательные бюллетени 10 процентов моего электората находятся в упакованных пакетах Республиканской хунты». Давид Акопян отметил, что повторный подсчет бюллетеней ничего бы не дал, хотя многие члены избирательной комиссии 41-го округа сообщили ему, что голоса, отданные за Марксистскую партию, были приплюсованы к голосам РПА. «Если помните, властный петух по имени Адибек еще до начала рассвета выборов, кукарекал о нулевом рейтинге марксистов. Сегодняшний нулевой рейтинг нашей партии доказывает, что это «кукареку» было не случайным, а умышленным, продиктованным сверху, поскольку они изначально видели меня в качестве самого опасного фаворита предстоящих президентских выборов в том случае, если бы у Акопяна вдруг оказался серьезный капитал. Пока такого финансового капитала у меня нет, и я не представляю серьезной опасности. Но они готовились заранее, заблаговременно снизили рейтинг нашей партии до нуля, чтобы лишить меня авторитета, нейтрализовать. Элементарная вещь: в 41-ом округе за меня проголосовало около 8 тысяч человек, а за Марксистскую партию Армении — от силы 210. Разве это возможно?»
Вернемся, однако, к разговору о третьей части электората, которую лидер армянских марксистов охарактеризовал как пассивную: «Это тот слой, который либо ждет избирательной взятки, но не получает ее, либо не имеет протекционистского заказа, либо вообще не видит серьезной силы, за которую следует голосовать». По мнению Давида Акопяна, в выборах участвовало 45 процентов от 2 млн 300 тысяч избирателей, за три властные партии проголосовало 700 тысяч человек, то есть 1/3 избирателей. Следовательно 2/3 составляют те, кто не участвовал в выборах или голосовал за оппозицию. «Это означает, что власти оказались перед лицом серьезной опасности. Если пассивная часть электората вовлечется в политическое поле, смена власти станет неизбежной»,- отметил г-н Акопян. Он также предложил пути активизации пассивных избирателей: «Во-первых, необходим единый, мощный, харизматичный, серьезный, имеющий высокий интеллектуальный ценз лидер. Во-вторых, объединение оппозиции под единым знаменем и создание ситуации для проведения внеочередных президентских выборов. То есть перед оппозицией стоит сверхзадача: не допустить очередных президентских выборов и навязать власти внеочередные президентские выборы. Если дело дойдет до очередных выборов, Серж Саркисян однозначно станет президентом».
Уже сформированному парламенту г-н Акопян дал следующую оценку: «Впервые в парламенте нет оппозиции. «Наследие» и «Оринац еркир» были приведены в Национальное Собрание в плановом порядке — власти выполнили свои обязательства перед Западом и Европой. Хотя эти две партии потратили много денег, однако и они не отличаются честностью, они пришли к власти не на идейной основе или благодаря симпатиям народа. Поэтому эти две силы не представляют собой какую-либо политическую идейную ценность в плане новой экономической политики или национальной концепции».
Комментируя по нашей просьбе поведение АРФ Дашнакцутюн, заявившей, что не желает символически входить в состав правительства, но сейчас ведущей переговоры вокруг министерских портфелей, лидер МПА сказал: «Дашнакцутюн хочет поймать свою рыбку. В их слезных уверениях в преданности родине я не чувствую соли. Как сказал бы мавр Отелло, в женских слезах нет соли. В данном случае они пытаются поставить перед РПА какие-то требования, в случае невыполнения которых якобы перейдут в опозицию. Это обычный, вульгарный торг».
И, наконец, на вопрос, как объяснить то обстоятельство, что «Процветающая Армения» получила меньше голосов, чем было объявлено количество членов этой партии, Давид Акопян сказал: «Республиканцы постарались виртуозно осуществить свой план захвата власти. Они прекрасно организовали уличный торг с наиболее неимущей массой. В условиях морально-психологического шантажа, избирательных взяток они виртуозно решили свои вопросы с «Процветающей Арменией», хотя «ПА» тоже в идеологическом плане не представляет собой никакой политической ценности. Стране и нации нужна была идеологическая смена поколений. Этот процесс не осуществился».