Член политсовета партии «Дашинк» Гнел Глечян не хочет пугать народ. Он лишь считает, что зона безопасности вокруг Арцаха находится под угрозой
— Несколько оппозиционных сил обратились в Конституционный суд с иском об обжаловании результатов парламентских выборов. Партия «Дашинк» не пошла на этот шаг. Почему?
— Результаты, которые обнародовала Центральная избирательная комиссия, не соответствуют действительности, и «Дашинк» не может согласиться с итогами голосования. В то же время оспоривать в КС результаты выборов, на наш взгляд, является популизмом — этим опозиция пытается показать, что борьба якобы продолжается, что они хорошие. Но на самом деле они пускают людям пыль в глаза.
— Почему Вы так считаете?
— Потому что Избирательный кодекс был принят при участии тех оппозиционеров, которые были депутатами Национального Собрания предыдущего созыва, но он не дает возможность оспорить в КС результаты каких-либо республиканских выборов и добиться положительного результата. Согласно ИК, нужно предъявить доказательства осуществления такого количества фальсификаций, которое соответствует разнице голосов партий, занявших 1-е и 2-е места. А это составляет примерно 250 тысяч голосов. Да, партия «Дашинк» обнародовала протоколы многочисленных избирательных нарушений, но давайте оценивать ситуацию реально. Несмотря на наличие этих протоколов, доказать, что было сфальсифицировано 250 тысяч голосов, невозможно. Тогда зачем нужно обращаться в суд, давать людям надежду, говорить, что будут идти до конца. До конца — это до Конституционного суда? В подобных ситуациях я возлагаю ответственность на те силы, которые имели депутатов в парламенте, а сейчас делают вид, будто не имеют отношения к этому процессу и пытаются испорить его в Конституционном суде.
— Но ведь уже многие говорят об использовании в ходе выборов фальшивых паспортов. Неужели невозможно доказать этот факт?
— А есть конкретные данные? Нет. Председатель партии «Новые времена» на днях заявил, что один такой паспорт у них имеется, но что он предъявит его во время президентских выборов. И вы хотите, чтобы я относился к этому серьезно? На выборах оппозиция проиграла из-за неправильной тактики. В 2006 году наша партия вела переговоры с рядом оппозиционных сил, убеждая их объединиться не в единый блок, а в идейные блоки: скажем, русофилы в один фронт, либералы — в другой. Это бы позволило избирателям легче сориентироваться. Предложение обсуждалось в течение года, а потом было отклонено, потому что у этих сил были непомерные амбиции, которые помешали им рассуждать объективно. В подобной ситуации оппозиционное поле расчленилось, в результате голоса избирателей распылились. Не хватит оппозиционные силы не объединились, так сейчас они еще выступают друг против друга. Партия «Республика» вообще не понимает, что делает. Вместо того, чтобы в Конституционном суде пытаться доказать процесс фальсификации голосов, она намерена выяснить, имела ли право партия «Дашинк» участвовать в выборах, является ли Самвел Бабаян гражданином РА, проживал ли он в Армении последние пять лет. Уж этой партии должно быть хорошо известно, что значит Армия обороны НКР. Но, наверное, она этого не знает, поскольку занята демагогией и в очередной раз отвлекает внимание общественности от основного процесса, или же преследует другие цели. Они забывают, что есть факты, не подлежащие огласке. Мы вынуждены молчать об этом. А они постоянно размахивают мечом и ведут борьбу против несуществующего врага. Вот вам и спектакль под названием «Конституционный суд».
— Одна политическая сила захотела взять всю ответственность и взяла. Но нерешенные проблемы остаются -Карабах, социально-экономическое положение, другие вызовы. Сумеет ли одна сила решить столько проблем?
— Если речь идет о том, получили ли они на самом деле такое количество голосов, то я в это не верю. Если речь идет о том, осознают ли они эту ответственность, то я думаю, что эйфория от победы несколько отвлекла их внимание от основного груза ответственности, который сегодня действительно взвален на эту партию. Ситуация довольно сложная, в частности, потому, что в Нагорно-Карабахской Республике ожидаются президентские выборы, и тому кандидату на пост главы НКР, который одержит победу, независимо от его желания, придется сотрудничать с Республиканской партией. Процессы усложняются еще и тем, что Армения будет окончательно изолирована от всех региональных процессов. И причина не в том, что Азербайджан строит нефтепроводы, а в том, что Армения ничего не строит, кроме элитарных зданий в центре Еревана. И не надо списывать свою неспособность развивать региональное сотрудничество и выбирать правильный внешнеполитический курс на блокаду, на внешние факторы и т.д.
— В последнее время проводится сравнение с 1997 годом и утверждается, что решение Арцахской проблемы находится под угрозой. На Ваш взгляд, на какой стадии находится процесс урегулирования конфликта?
— Сегодня мы очень близки к войне. Не хочу пугать народ. Просто та зона безопасности, которая была создана ценой 6 тысяч жертв, создана усилиями Вазгена Манукяна, Самвела Бабаяна, Вазгена Саркисяна и многих других государственных деятелей, сейчас под угрозой. Как показывают процессы, зона безопасности передается противнку, что чревато непредсказуемыми последствиям. Боюсь, если мы будем двигаться в этом направлении, это станет началом новой войны.