Для властей Армении это наилучший способ урегулирования нагорно-карабахской проблемы, считает член политсовета партии “Республика” Смбат Айвазян
9 июня в Санкт-Петербурге состоялась очередная встреча президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. И хотя, если судить по заявлениям сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в переговорном процессе освобожденные районы вокруг Нагорного Карабаха уже рассматриваются как азербайджанские территории, а их возвращение считается всего лишь вопросом времени, тем не менее эта встреча тоже завершилась безрезультатно. Касаясь переговоров на высшем уровне в Санкт-Петербурге, министр иностранных дел РА Вардан Осканян отметил: “В Санкт-Петербурге состоялось серьезное обсуждение, однако согласие не было достигнуто. Переговоры по урегулированию нагорно-карабахской проблемы будут продолжены. Состоялась нормальная встреча. Сопредседатели надеялись, что в ходе обсуждения представленных президентам вопросов будет достигнут прогресс, однако этого не произошло. Разногласия на уровне президентов остаются, но есть возможность продолжить переговорный процесс”.
Несмотря на ожидания некоторых армянских политических сил, президенты двух стран и на этот раз не подписали предварительный документ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Тем не менее член политсовета “Республики” Смбат Айвазян уверен, что для армянской стороны есть причины для беспокойства: “Я убежден, что пока вопрос самоопределения народа Нагорного Карабаха продолжает представляться в качестве территориального спора между Арменией и Азербайджаном, пока Армения вместо того, чтобы быть гарантом урегулирования конфликта, выступает участником конфликта, не следует надеяться на проармянское решение проблемы. В последнее время свою позицию по этому вопросу довольно часто излагают также представители властей и президент Нагорно-Карабахской Республики”.
С.Айвазян считает, что для всех, в том числе для нынешних властей, самым справедливым решением проблемы, бесспорно, является сохранение статус-кво Карабаха. “Вопрос в том, чтобы этот статус-кво был признан на международном уровне. Карабахская проблема имеет международное звучание, и в ее решении в той или иной форме заинтересованы не только мы, но и другие государства региона и сверхдержавы. Поэтому желаемое для нас решение следует представить так, чтобы оно было понятно всем сторонам, заинтересованным в урегулировании проблемы НК. А такая возможность у нас была. Я думаю, она и сегодня не совсем утрачена. Нашу позиция по вопросу Нагорного Карабаха должна быть сформулирована так: народ НКР, пользуясь своим правом на самоопределение и свободу, в результате освободительной борьбы добился независимости, самоопределился и провозгласил свою независимую государственность. А Армения в этом вопросе выступает как сила, поддерживающая право на самоопределение и свободу НКР. Но сегодня из-за бесперспективной и самоуверенной позиции наших дипломатов вопрос переместился в плоскость территориального спора, где наилучшим вариантом для нас может быть затягивание решения проблемы”,- отметил С.Айвазян.
Если до предыдущей встречи Кочарян-Алиев власти Армении молчали, высказывалась оппозиция, то перед последней встречей молчали все. Высказывались только власти НКР. “Власти Армении молчат, потому что запутались из-за непоследовательной внешней политики и достигли довольно опасной точки, когда наилучший выход для них – тянуть время и молчать,- отметил Смбат Айвазян. — Что касается молчания оппозиции и вообще политических сил, то, на мой взгляд, те силы, которые видят пути решения карабахского конфликта, которые озабочены этой проблемой, независимо от ситуации, обязаны высказывать свою точку зрения каждый раз, когда обсуждение данного вопроса начинает активизироваться. Для меня другие подходы к этому вопросу не только не понятны и не приемлемы, но и кажутся странными, поскольку для действующих в Армении политических сил, независимо от того они прозападные или пророссийские, либеральные или консервативные, оппозиционные или властные, сверхзадачей должно быть проармянское решение проблемы НК. Любая действующая в Армении сила, которая проявляет безразличие к этому вопросу, на мой взгляд, не может считаться политической силой. Власти НКР не только перед последней встречей, но и перед предыдущими встречами заявляли на весь мир, что без участия Нагорно-Карабахской Республики, без удовлетворения интересов и ожиданий НКР надеяться на урегулирование карабахской проблемы несерьезно”.