В результате пострадала партия “Процветающая Армения”
Места, доставшиеся “Процветающей Армении” в новоизбранном Национальном Собрании и новом составе правительства после парламентских выборов 12 мая, пожалуй, свидетельствуют о том, что “ПА” кинули. Конечно, партия и ее руководитель упорно не признают этот факт (во всяком случае официально). Тем не менее “Процветающая Армения”, которая заявляла о том, что в ее рядах насчитывается 370 тысяч членов, и рейтинг которой, согласно различным социологическим опросам, составлял 11-32%, по итогам голосования получила всего 14,7% голосов. Для сравнения напомним, что Республиканская партия получила 32,9%, а АРФ Дашнакцутюн – 12,8% голосов избирателей. В результате “ПА” сформировала в Национальном Собрании фракцию из 25 депутатов, РПА – из 64, АРФД – из 16. Добавим также, что в 41 одномандатном округе баллотировались 22 кандидата РПА, и сегодня они тоже пополнили фракцию РПА. А вот из выдвинутых “ПА” 14 кандидатов в депутаты по мажоритарной системе в парламент прошла только половина.
Пресс-секретарь “ПА” Багдасар Мгерян пообещал прокомментировать результаты выборов после окончательного подведения итогов голосования. Однако никаких комментариев не последовало. Между тем «ПА» продолжали кидать и после выборов. 11 июня в резиденции президента страны Республиканская партия в лице премьер-министра Сержа Саркисяна и “Процветающая Армения” в лице ее лидера Гагика Царукяна при участии Роберта Кочаряна подписали соглашение о формировании политической коалиции.
АРФ Дашнакцутюн, которая до этого пыталась играть в оппозицию, в лице представителя Верховного органа Армении АРФД Армена Рустамяна подписала соглашение о сотрудничестве, не присоединившись к политической коалиции, которую сформировали РПА и “ПА”. Несмотря на это, “Процветающая Армения”, будучи членом коалиции, из 17-ти министерских портфелей получила всего три. Как ни странно, тремя министрами в правительстве будет представлена и АРФД, не являющаяся членом коалиции. В равной пропорции “ПА” и АРФД получили места и в парламенте – по одному посту вице-спикера и по два поста председателя постоянных комитетов. Паритет между “ПА” и АРФД элита действующей власти сохранит и в вопросе распределения регионов. Почему Роберт Кочарян и Серж Саркисян согласились вновь предоставить Дашнакцутюн места в Национальном Собрании и правительстве в целом понятно: во-первых, при любом другом варианте АРФД могла перейти в оппозицию, став в этом поле наиболее организованной и деятельной силой; во-вторых, АРФД и сама была не прочь воспользоваться властной кормушкой.
Доставшиеся “ПА” должности и ее представленность в парламенте по идее не должны удовлетворять эту партию. Тогда почему “Процветающая Армения” согласилась разделить с РПА ответственность за происходящее в стране? По мнению экспертов, “ПА” просто некуда деваться, поскольку, как признался как-то в клубе “Зеркало” член РПА Самвел Никоян, эта партия изначально была создана для того, чтобы отнять у оппозиции голоса и играть в парламенте роль “конструктивной” оппозиции, а не для того, чтобы иметь солидную представленность в НС. Абсурдно утверждать, что руководитель “ПА” не знал, что его ждет — на нынешнюю парламентскую кампанию он потратил огромные финансовые средства, включился в серьезную игру по уточнению сил Р.Кочарян-С.Саркисян. Максимум, о чем Царукян мог не знать, это то, что, вопреки ожиданиям, полагающиеся “ПА” места должны были заметно уступать голосам РПА. Между тем о таком раскладе голосов свидетельствовали предвыборные заявления деятелей РПА Галуста Саакяна и Карена Карапетяна о том, что в парламенте РПА будет иметь абсолютное большинство – более 55 мандатов. То есть Царукяна начали кидать еще до голосования, но сам лидер “ПА” либо об этом не знал, либо понял и смирился. Изначально “ПА” была “проектом” Роберта Кочаряна, но после того, как в ходе выборов, а тем более после смерти бывшего премьер-министра Андраника Маркаряна отношения между вышеупомянутыми лицами были уточнены, Кочарян пожертвовал “ПА” Сержу Саркисяну. Согласие было достигнуто, но никто из двух деятелей – во всяком случае на данном этапе — не пострадал и не выиграл: президент РА не осмелился пойти на конфронтацию с премьер-министром, а Серж Саркисян не осмелился в период президентства Кочаряна создать во властном звене новую систему. Эти вопросы они оставили на будущее. В результате пострадала “Проветающая Армения”, выполнившая возложенную на нее миссию.