Председатель Национально-демократической партии Шаварш Кочарян уверен: атмосфера, царящая сегодня в оппозиционном поле, не внушает надежды на то, что на президентских выборах оппозиция выдвинет единого
или ключевого кандидата
— Можно ли сказать, что поведение не прошедших в парламент сил адекватно ситуации? Не проявляют ли они удивительную пассивность?
— Во-первых, я считаю, что выбывшие силы, в том числе и мы, должны суметь заново оценить ситуацию, то, что сделано и не сделано, ошибки, которые допустила оппозиция в последние годы. Главный вопрос состоит в следующем: победила ли оппозиция на нынешних выборах или победу у нее отняли? К сожалению, это не так, и оппозиция просто обязана дать оценку причинам своего поражения, понять, почему она не получила тех голосов, на которые рассчитывала. Я думаю, без такой оценки на президентских выборах у нас будет тот же результат. Наверное, должна родиться новая оппозиция, поскольку эта оппозиция, пожалуй, уже исчерпала себя.
— Однако известно, что ряд выбывших из парламента сил уже ведет переговоры в новом формате — на этот раз для того, чтобы выдвинуть не единого, а ключевого кандидата.
— Последние четыре года мы постоянно слышим о том, что они ведут переговоры, обсуждения, договариваются вокруг различных вопросов. Скажем, сформировать единый список, в 41 округе выдвинуть единых кандидатов, сформирвать единый штаб по контролю и т.д. Эти разгворы идут постоянно, но от этого ничего не меняется. Проблема глубже.
— Что Вы имеете в виду?
— Оппозиция считает, что действующая власть не удовлетворила требования, стоявшие перед страной, перед государством. Но что тогда предлагает оппозиция по ключевым вопросам, чтобы наконец стало ясно, что речь идет не об обычной драчке за кресла? Второе. Необходимо разобраться, какие грубые ошибки были допущены в последние годы, в результате которых рейтинг оппозиции упал настолько, что она не смогла добиться победы.
— Можете перечислить три основные ошибки оппозиции?
— Одна из ошибок состоит в том, что в условиях отсутствия поддержки народа и соответствующей атмосферы, оппозиция к месту и не к месту постоянно делает заявления о революции. А это всего лишь означает выпускать пар, что вызывает в народе разочарование. Во-вторых, по ключевым вопросам оппозиция оказалась в такой абсурдной ситуации, что ее можно даже занести в Книгу Гиннеса. Во всех странах оппозиция ведет борьбу даже за незначительные изменения, которые ведут к демократии. А в нашей стране возникла абсурдная ситуация: власть пошла на внесение в Конституцию положительных изменений, а оппозиция высказалась против. Предусматривалось ограничение полномочий президента, но оппозиция была против. Между тем был очевидно, что предлагаемые изменения являются позитивными. Теперь об Избирательном кодексе, который имеет ключевое значение для любых выборов. Вместо того, чтобы объединиться вокруг нашего проекта, который был намного лучше, оппозиция объединилась вокруг проекта властей, который не предусматривал ни 100-процентной пропорциональной системы, ни сбалансированного состава комиссий, ни других важных положений. И самое главное. Было ясно, что власть не пойдет на грубые шаги, а сделает все незаметно. Людям кажется, что быть оппозиционером, значит постоянно говорить, выражать мнение и размахивать мечом.
— Вы принадлежите к тем немногочисленным политическим деятелям, которые указывают на ошибки оппозиции, критикуют ее. Поэтому некоторые ваши коллеги обвиняют Вас в определенных договоренностях с властями, говорят, что Вам предложили должность и т.д.
— Разделим этот вопрос на две части. Если они считают, что я не прав, пусть объяснят, в чем я ошибаюсь, докажут, что они были правы, когда выбирали проект Избирательного кодекса властей, когда были против Конституции. Что касается второй части вопроса, то, естественно, любая горькая правда вызывает недовольство, поэтому те, кто делает подобные заявления, пытаются действовать традиционными методами, то есть выдвигают обвинения в личной выгоде. И самое главное: если бы я выполнял заказ властей, я бы заявлял, что оппозиция действует безошибочно и что она должна продолжать свои действия, поскольку такое поведение оппозиции, я думаю, очень выгодно властям.
— В парламенте действуют две оппозиционные фракции — «Наследие» и «Оринац еркир». Как депутат с опытом дайте оценку их деятельности.
— Сила оппозиции не в ее количестве, а в качестве, то есть в тех выступлениях, проектах, подходах, которые оппозиция представляет в качестве альтернативы. Роль оппозиции в парламенте состоит в том, чтобы правильно использовать трибуну и представлять глубинные, альтернативные подходы.
— Вы верите в то, что на президентские выборы оппозиция пойдет одним или хотя бы двумя кандидатами — единым и ключевым?
— Для того, чтобы осуществить шаги, о которых я говорил, времени было достаточно. Однако эти шаги не были сделаны. И все же не исключено, что это произойдет, хотя сегодняшняя атмосфера не внушает такой надежды.