Представляем выдержки из комментариев, которые сделали во время вчерашних выборов президента Нагорно-Карабахской Республики официальны? лица и кандидаты в президенты НКР
Буш скорее прислушается к Ване Аванесяну
«Вопрос букета решен?» — спросил представитель избирательного участка, расположенного в степанакертской школе 11, перед тем, как сюда пришел голосовать самый пожилой кандидат в президенты НКР, профессор Арцахского государственного университета Ваня Аванесян. Перед голосованием он сказал корреспонденту «Аравота»: «Надеюсь, что новый президент будет работать лучше предыдущего. Наш народ будет жить счастливо, все его желания исполнятся. Пенсия повысится (кандидат назвал 40-50 тысяч драмов, между тем чуть позже премьер-министр НКР сказал, что в ближайшие пять лет пенсия может увеличиться до 35 тысяч драмов. — А.И.). Зарплата повысится… Заживут так хорошо, что уехавшие отсюда, беженцы вернутся обратно». Воспользовавшись моментом, г-н Аванесян начал агитировать за себя: «Доктор, профессор может воздействовать на внешний мир сильнее, чем рядовой гражданин. Американский президент скорее прислушается ко мне, чем к другим, поскольку я, по сравнению с ними, буду говорить более смело, и о нас скорее узнают». В последний день агитационной кампании другой кандидат в президенты, Армен Абгарян (Амуля), имея в виду именно Аванесяна, заявил, что для выдвижения кандидатов на пост президента следует установить верхний возрастной ценз. «Он сказал неправильную вещь,- возмущенно прокомментировал высказывание Абгаряна профессор Аванесян. — По закону во всех странах низший возрастной ценз составляет 35 лет, а верхний определяется по уму. А какой у Амули ум. Сейчас нами руководят молодые. Что хорошего они сделали? Я и во время предвыборной кампании сказал: какое значение имеет возраст. Один стареет в 40 лет, другой — в 150. Президентом должен стать самый умный, самый опытный».
Парламент НКР однополюсным не станет
В 10.30 на избирательном участке, размещенном в сельскохозяйственном колледже Степанакерта, проголосовал председатель Национального Собрания НКР Ашот Гулян. Комментируя по просьбе «Аравота» заявления о том, что парламентские силы, выступив в защиту одного из кандидатов, сделали парламент однополюсным, г-н Гулян сказал: «Не думаю, что это так, поскольку речь идет об отношении к президентским выборам политических сил, представленных в Национальном Собрании, а не об изменении формата их сотрудничества в парламенте». Перед началом выборов президента НКР присутствовавший на этом избирательном участке наблюдатель от Приднестровья Григорий Маракуца заявил журналистам: главное, чтобы результаты выборов признал народ данной страны, а не международное сообщество. Когда журналисты передали эти слова Ашоту Гуляну, он сказал: «В какой-то мере это правильно, поскольку если постоянно пытаться следить за откликами международного сообщества или различных организаций, то не думаю, что выборы у нас будут проходить с такой частотой и во всех форматах». Нас также интересовало, не бросает ли тень на выборы то обстоятельство, что один из кандидатов на протяжении всей избирательной кампании представлял факты использования административных рычагов, оказания давления на его доверенных лиц. «Я думаю, что эти факты не обоснованы. Аналогичные жалобы и недовольство проявляет и другая сторона»,- ответил г-н Гулян, заверив, что все кандидаты во время предвыборной кампании имели равные возможности.
Кадровые изменения будут
«От выборов к выборам мы проводим их все лучше — в более демократичной, экономически более состоявшейся, сильной стране»,- заявил пришедший в 11 часов на избирательный участок в степанакертской школе номер 3 премьер-министр НКР Анушаван Даниелян. По его словам, в плане демократии Нагорный Карабах может служить примером для соседнего государства. Когда мы поинтересовались, какого соседа имеет в виду г-н Даниелян — Армению или Азербайджан, премьер засмеялся: «Выводы делайте сами».
Поскольку двое из кандидатов в президенты работают в звеньях правительства НКР, мы спросили Анушавана Даниеляна, ожидаются ли какие-либо кадровые изменения по их части. «После выборов нового президента проведение кадровых перестановок вполне естественно. И это касается не только кандидатов в президенты»,- ответил г-н Даниелян. Чуть позже кандидат в президенты НКР Бако Саакян по этому поводу заметил: «Политическая культура требует, чтобы посты в первую очередь получили те, кто входил в мою команду. Но это не означает, что мои соперники будут подвергаться гонениям».
Слава гению Гукасяну!
Президенту НКР Аркадию Гукасяну, который голосовал в 11.30 в Степанакертском драмтеатре, корреспондент ВВС напомнил о том, что международное сообщество не признает эти выборы. «Мы проводим выборы не для международного сообщества, а в первую очередь для того, чтобы демократизировать НКР и добиться тех целей, которые поставил наш народ, провозгласив независимость». «В любом случае,- добавил Гукасян, — официальные представители этого же международного сообщества неоднократно обсуждали со мной вопрос наших президентских выборов». В ответ на мнение корреспондента «Аравота» о том, что предыдущие выборы в НКР выгодно отличались от избирательных процессов в Армении, однако на этот раз в ходе предвыборной кампании часто звучали обвинения и в использовании административных рычагов, и оказании давления на доверенных лиц, Аркадий Гукасян отметил: «Я сожалею, что черный «пиар», грязные технологии переместились из Армении в НКР. Я убежден, что большинство этих жалоб не соответствует действительности. Я по собственной инициативе проверил несколько фактов, и все они оказались ложными. («Полномочия на проверку нарушений имеет ЦИК. Я не знаю, почему эти люди занимаются не своим делом»,- позже заметил по этому поводу кандидат в президенты НКР Масис Маилян. — А.И.) Например, согласно одной из жалоб, сотрудники Службы национальной безопасности оказывали давление на доверенных лиц и т.д. Нет ни одного конкретного факта, конкретных имен. Я считаю, что это продолжение того же черного «пиара» (заметим, что такие же определения использует и Бако Саакян. — А.И.). Когда люди чувствуют, что должны потерпеть поражение, они обычно начинают придумывать сказки. Это тоже естественно, не думаю, что в этом есть что-то из ряда вон выходящее. Но для Карабаха, к сожалению, это новое явление. Тень на наши выборы бросают Азербайджан, Турция и их друзья, а сегодня и наши собственные «пиарщики» пытаются бросить тень на выборы в НК». Комментируя эти заявления, Масис Маилян сказал: «Мне кажется, что черным «пиаром» заняты те люди, которые нарушают законы. На вопрос корреспондента газеты «Айкакан жаманак», действительно ли Аркадий Гукасян стал инициатором объединения оппозиции и должностных лиц вокруг Бако Саакяна, президент НКР ответил: «Если предположить, что я могу об?единить оппозицию, которая вела борьбу против меня, то — слава мне, я — гений».
Последние президентские выборы?
Чуть позже на этот же избирательный участок в красной майке и с массивной золотой цепью на шее явился кандидат в президенты Армен Абгарян. В ответ на вопрос «Аравота» о причинах проведения им пассивной избирательной кампании г-н Абгарян сказал: «Я участвовал довольно активно. Просто не хотел, чтобы мои сторонники подвергались гонениям». Довольно странное заявление, если учесть, что только один кандидат до сих пор жаловался на оказание давление. «Понятно, что государство будет поддерживать своего кандидата. Это есть в каждом государстве»,- сказал Армен Абгарян и добавил: «Надеюсь, что это последние президентские выборы в Карабахе. В случае избрания президентом, я устраню президентский институт. Считаю, что у нашей нации должен быть один президент».