но не могут, так как выборы, как уверяет первый секретарь ЦК Компартии Армении Рубен Товмасян, постоянно фальсифицируются
— Что происходит в Коммунистической партии? Я имею в виду ту партию, которой руководите Вы.
— Компартия Армении сделала серьезные выводы из прошедших парламентских выборов. Вопрос обсуждался в бюро ЦК. Наша партия не признает результатов выборов, считает, что цифры были «нарисованы» и не соответствуют сегодняшей политической ситуации, потенциалу тех партий, которые действуют в Армении. Мы считаем, что власть страны была вынесена на аукцион с участием нескольких сомнительных зарубежных армянских богачей, представляющих западные, в частности, европейские силы. Что касается нашей партии, то с ней все нормально. Мы готовимся к очередному съезду, на котором будут решены отдельные вопросы. Не исключено, что будут также обсуждены вопросы, касающиеся предстоящих президентских выборов.
— Выдвинут ли коммунисты своего кандидата в президенты?
— Такое намерение у нас есть. Мы считаем, что КПА должна иметь своего кандидата в президенты, поскольку у партии есть свой электорат, есть своя потенциальная сила.
— Надо полагать, что кандидатом в президенты от Компартии будете Вы?
— Первый секретарь Коммунистической партии Армении ни в коем случае не имеет права единолично делать такие заявления. Этот вопрос решает съезд, поэтому я не имею права до съезда говорить «я, я», как это делают политические руководители многих сегодняшних партий.
— Сколько членов на данный момент имеет ваша партия? Есть достоверные сведения о том, что число коммунистов сильно сократилась.
— Это не так. На сегодняшний день в нашей партии насчитывается 18 тысяч членов. Вы, конечно, знаете, что в рядах КПА есть пожилые люди, которые постепенно уходят из жизни. Вместе с тем медленно, но последовательно растет число молодых. Вот и сегодня мне позвонили несколько человек и выразили желание вступить в партию. Всеобщее социалистическое мышление пока еще сохраняется. Есть районные комитеты, которые действуют неудовлетворительно, но нельзя говорить о том, что их нет. Вот перед вами сидит первый секретарь Аштаракского райкома, кандидат наук Борис Гюрджян. Между тем некоторые утверждают, что в Аштараке нет райкома. Работа требует упорства, боевого настроя и духа.
— Но разве не будет лучше, если все отделившиеся компартии объединятся и превратятся в единый коммунистический орган? Это предложение выдвинули Юра Манукян и Вазген Сафарян.
— Пусть они сами объединятся и продемонстрируют армянскому народу, какой результат даст это объединение. Я им не верю. Сколько лет созданы эти так называемые партии, и что, предприняли они какой-нибудь оппозиционный шаг? Выливают свою желчь на Компартию, а не на власти, которые довели страну до такого состояния. Те же люди заявляют: «Плевать я хотел на социалистическую идеологию». В данном случае говорить о сходстве идеологий просто не имеет смысла. Различные люди, негодяи, пытаются бросить тень на Ленина. И это в том случае, когда человечество хорошо знает, кто был Ленин.
— Против кого сегодня ведут борьбу коммунисты?
— Мы ведем борьбу против общественного строя и за то, чтобы армянский народ имел право пользоваться своим богатством.
— Вы, кажется, обиделись на нашу газету, которая написала, что горстку коммунистов объединяет только ностальгия по прошедшим временам.
— Я не признаю слово «ностальгия». Если человек тоскует по родине, если человек тоскует по матери, это ностальгия? Если человек тоскует по тому времени, когда он хорошо жил, это ностальгия? Это мое личное мнение.
— Но Вы действительно верите, что можно вернуться в коммунистическое прошлое?
— Я в этом уверен, и эта уверенность не покинет меня до конца жизни. 40 процентов населения земного шара живет при социалистической системе, той системе, которой руководит могучий Китай. И я убежден, что через пять лет все будут преклоняться перед Китаем. Да и почему я не имею права верить в это, если я — продукт того времени, если мой народ добился процветания в тех условиях. Какое я имею моральное право не тосковать, если сегодняшние отбросы только и делают, что нажираются. Социализм не имеет и не может иметь альтернативы. История не создала ничего лучшего. А какая сегодня у нас идеология? Страна превратилась в биржу, каждый хапает как может. А армянский народ пусть остается рабом. Армянский народ сегодня служит либо олигарху, либо тем отбросам международного капитала, которые пытаются пробраться в Армению.
— Вы, кажется, не собираетесь совершать революцию. Единственный путь — это выборы. А сколько голосов Компартия набрала на выборах? Если не ошибаюсь, 0 с хвостиком.
— Да, по официальным данным, мы получили 0,63%. Это около 9 тысяч голосов, и все они были распылены. Но эти цифры меня не интересуют, пусть в Национальном Собрании расстраиваются из-за того, что в ущерб нашему народу, в ущерб Национальному Собранию сегодня Компартия не является парламентской партией.