утверждает политический секретарь партии «Наследие», депутат Национального Собрания РА Вардан Хачатрян
— Парламентские силы отказались поддержать инициативу «Наследия» по признанию Нагорно-Карабахской Республики. Если этот законопроект останется в повестке и будет отклонен, получится, что Армения не хочет признавать независимость НКР. Разве не целесообразнее отозвать этот законопроект?
— Я убежден, что мы не отзовем нашу инициативу. Мы можем внести в нее дополнения. Например, я считаю, что определенные дополнения необходимы в связи с тем обстоятетльством, что процесс признания НКР мы сузили до физических рамок, оставив без внимания вопрос освобожденных территорий (НКР, провозгласив 2 сентября 1991 г. свою независимость, обозначила лишь территорию НКАО и Шаумянского района. Лачин и другие освобожденные районы тогда еще не были освобождены. — А.И.). Наверное, стоит специально указать: «исторически сформировавшиеся территории Нагорного Карабаха». Мы внесем дополнения и будем продолжать настаивать на нашей инициативе. Я думаю, ведение переговоров вокруг непризнанного Карабаха делает переговорный процесс аморфным, лишенным конкретики. В то же время сегодня мы являемся свидетелями того, что армянская сторона постоянно находится в пассивном состоянии, в то время как заявления руководства Азербайджана становятся все более экстремистскими. Скажем, на днях президент Алиев опять заявил, что Азербайджан просто решит вопрос путем вооруженного вмешательства. Это явное давление на переговорный процесс. И не иметь способы противодействия этому, хотя бы в виде признания Арменией НКР, я думаю, неправильно.
— Однако пресс-секретарь МИД заявил, что признание Карабаха всегда было в арсенале внешней политики РА, но момент использования этого инструмента пока не наступил.
— Что значит есть в арсенале, если мы об этом вообще не говорим. Если поставлена какая-то задача, которая не находится в активном состоянии, не обсуждается в политических кругах, то считайте, что ее нет.
— Звучат утверждения о том, что признание НКР будет означать выход Армении из переговорного процесса, что может привести к возобновлению войны.
— Знаете, с одной стороны Азербайджан говорит, что, если процесс будет идти в том же русле, война неизбежна. С другой стороны, даже когда мы молчим, получается, что война все равно неизбежна, но с перевесом Азербайджана — они предполагают довести военный бюджет до такого уровня, чтобы Армения и Нагорный Карабах не смогли оказывать сопротивления. Так что, если они захотят решить вопрос вооруженным путем, Армения всегда может признать Карабах в его исторически сформировавшихся границах. И в этом случае получится, что за стол переговоров с Азербайджаном сядет Карабах.
— Председатель парламента Армении Тигран Торосян, находясь 2 сентября в Степанакерте, сказал по поводу этой инициативы: каждый год, утверждая госбюджет, то есть утверждая в законодательном порядке предоставление Карабаху межгосударственного кредита, парламент Армении признает независимость НКР. Но если Армения уже признала НКР, почему партия «Наследие» представила этот законопроект,?
— Если Армения признала, почему не предпринимает шаг, который может стать холодным душем для Азербайджана и не позволить, чтобы угрозы этой страны переросли в реальные действия? Констатируем, что часть этих угроз уже осуществлена — над Арменией нависла реальная угроза экономической изоляции.
— Глава парламента также посчитал некорректным то, что подобные инициативы представляют люди, не знакомые с деталями переговорного процесса.
— Хорошо, с деталями не знакомы. Но если мы хотим решить нагорно-карабахскую проблему, давайте рассекретим хотя бы те разделы переговоров, которые помогут политическим силам сориентироваться.
— Председатель парламентской комиссии по внешним отношениям Армен Рустамян отметил, что такие вопросы не регулируются силой закона. Есть принятый порядок признания государства — это должен сделать президент совместно с правительством.
— Нет, этот вопрос может выдвинуть Национальное Собрание, а окончательно его должен ратифицировать президент.
— Еще одно соображение: признание имеет смысл в том случае, если за этим последует признание международного сообщества. Между тем предпосылок для этого пока нет.
— А вы не думаете, что можно рассуждать и наоборот: если Армения не признала, почему должны признавать другие.
— Тем не менее есть еще одна проблема, ссылаясь на которую инициативу «Наследия» не поддержала также фракция «Оринац еркир». А именно: существует решение Верховного Совета о воссоединении Армении и Нагорного Карабаха, которое упоминается в Декларации о независимости, послужившем основой для Конституции РА. Исходя из этого, не является ли данная инициатива «Наследия» антиконституционной?
— Решение о воссоединении остается в силе? Но ведь нет никаких проявлений применения этого решения. Власти НКР сегодня заявляют, что строят независимое госдарство. И если решение о воссоединении в силе, является ли правовым процесс утверждения независимости?