Вчера генпрокурор РА Агван Овсепян представил СМИ разъяснения по трем громким уголовным делам
Дело Александра Арзуманяна
Генпрокурор подтвердил сведения «Аравота» о том, что по его указанию изменена мера пресечения в отношении бывшего министра иностранных дел РА Александра Арзуманяна. «В Москву была командирована следственная группа, в состав которой я включил также прокурора. По завершении в Москве следственных действий группа вернулась в Ереван. Вчера, 6 сентября, после того, как мне доложили о собранных данных, я изучил материалы уголовного дела и дал указание изменить меру пресечения в отношении Александра Арзуманяна». Агван Овсепян отметил, что обвинение, выдвинутое экс-министру, остается в силе. «Указание было обусловлено тем, что я убедился: в рамках уголовного дела наши правоохранительные органы сделали все, чтобы в Армении и Российской Федерации были проведены следственные действия. Мы ждем из РФ ответа на нашу просьбу о правовой помощи, которая, наверное, потребует длительного времени. В этих условиях содержание Арзуманяна под арестом я посчитал нецелесообразным». Газета «Аравот» напомнила, что экс-глава МИД РА был арестован по обвинению «в легализации доходов, полученных преступным путем от объявленного в розыск Левона Маркоса». Однако, начиная с того момента, как было доказано, что суммы перечислило другое лицо — Сашик Агазарян, насколько юридически обоснованным было содержание Арзуманяна под стражей до выяснения того, являются ли «грязными» также деньги Агазаряна? — поинтересовались мы. «Именно поэтому мера пресечения в отношении него была изменена,- ответил генпрокурор. — И в Армении, и в РФ весь механизм банковских переводов свидетельствует о таком преступлении, как отмывание денег. Из России эти суммы перечислялись путем незаконных банковских переводов на имена подставных лиц, что подтверждено материалами дела. Здесь суммы получали опять-таки подставные лица. Те, кому предназначались деньги, тоже не смогли ни на начальном этапе, ни сейчас объяснить и обосновать необходимость получения этих сумм и цели их использования». По словам генпрокурора, дело Левона Маркоса уже находится в производстве прокуратуры РФ — «поскльку он считается гражданином России, Генпрокуратура РФ отклонила ходатайство о его передаче нам». Хотя подтверждено, что суммы перечислял проживающий в Москве Сашик Агазарян, «из уголовного дела явно следует, что этот человек и Левон Маркос имели совместное предприятие и работали вместе. Все эти обстоятельства нуждаются в проверке и оценке. Предварительное следствие продолжается. На основе полученных данных будут приняты соотетствующие решения»,- пояснил Агван Овсепян. В ответ на наше замечание о том, что международный опыт отмывания денег свидетельствует, что речь обычно идет о несравнимо более крупных суммах, нежели перечисленные Александру Арзуманяну180 тысяч долларов, г-н Овсепян сказал: «В определении такого вида преступления, как отмывание денег, размер суммы не указан. В одном случае речь может идти об очень крупных суммах, в другом — о менее крупных».
О деле Седрака Затикяна
На днях завершилось предварительное следствие по уголовному делу об исполнителях убийства Седрака Затикяна — сына бывшего главы ереванской общины Малатия-Себастия, и лицах, причастных к этому преступлению. В комментарияз, которые звучали год назад, это убийство связывалось с людьми из окружения депутата парламента от ереванского округа Акопа Акопяна. На наш вопрос, можно ли считать, что эта версия нашла свое подтверждение в ходе предварительного следствия, генпрокурор ответил: «По результатам расследования дела в отношении трех лиц уже направлены в суд. Два человека объявлены в розыск. После их обнаружения и задержания мы сможем полноценно осуществить все следственные действия и принять решение». А.Овсепян подтвердил, что находящийся в розыске Степан Акопян, «по заказу и подстрекательству которого за определенную сумму, в корыстных целях, способом, опасным для жизни многих, был убит Седрак Затикян, является племянником депутата парламента Акопа Акопяна». На вопрос корреспондента радиостанции «Свобода», каковы мотивы этого заказного убийства, генеральный прокурор сказал: «В основном, возможно, неприязненное отношение».
О деле прокурора Лорийской области
В Ванадзоре многие говорят о том, что убийство прокурора Лори Альберта Казаряна связано с людьми, находящимися в довольно близких отношениях с генпрокурором РА Агваном Овсепяном. Речь, в частности, идет о бывшем депутате Национального Собрания Ваграме Багдасаряне. На наш вопрос, обсуждается ли эта версия в ходе предварительного следствия, Агван Овсепян ответил: «На основе всех данных, собранных по уголовному делу, выдвинуты соответствующие версии, разработан план действий. Проверяются все возможные версии. Я благодарен также СМИ, которые, публикуя известную им ту или иную информацию, помогают нам разрабатывать версии. В то же время я должен негативно оценить деятельность тех журналистов, которые сами выдвигают версии на основе полученных ими непроверенных и обрывочных сведений. Чтобы обстоятельство, информация стали версией, нужно иметь обоснование».
В ходе встречи Агван Овсепян подчеркнул, что все разработанные версии касаются исключительно прокурорской деятельности Альберта Казаряна. Его убийство связывается также с разоблачением злоупотреблений, совершенных бывшим губернатором Лори, мэром Ванадзора и их близкими. В связи с этим мы спросили: имели ли поступившие в областную прокуратуру дела (незаконные вырубки леса и т.д.) тот объем и уровень, которые могли вызвать необходимость противодействия? «В процессе своей деятельности прокурор Лори проводил большую работу по борьбе с вырубками лесов. Были возбуждены многочисленные уголовные дела, вследствие которых удалось предотвратить незаконные вырубки со стороны тех людей, для которых это превратилось в источник дохода и обогащения. Прокурором Лори была проделана серьезная работа по борьбе с коррупцией, хищениями государственного имущества. И сейчас в рамках уголовного дела проверяются все версии. Пока дело не будет раскрыто, следственная группа не имеет права игнорировать ни одну из версий». На наш вопрос, не станет ли это убийство тем прецедентом, после которого областные прокуроры, и без того не особо желающие возбуждать уголовные дела против чивновников на местах, начнут еще больше опасаться конфликтов с местной властью, генпрокурор сообщил, что потребовал от системы прокуратуры «максимального обеспечения на местах независимой прокурорской деятельности». «Во всяком случае сегодня я не знаю ни одного прокурора, который находился бы под влиянием руководителей местных органов власти»,- добавил Агван Овсепян.