Инициатором встречи стал депутат Национального Собрания Армении
Виктор Даллакян
Вчера утром из Ванадзора в Ереван прибыли несколько работников ресторанного комплекса «Белиссимо», которых в рамках предварительного следствия по делу об убийстве прокурора Лорийской области Альберта Казаряна незаконно, без предъявления санкции доставили в областную прокуратуру, где подвергли избиениям и унижениям. Потерпевших сопровождали родители. Сперва ванадзорцы провели перед зданием генпрокуратуры РА кратковременную акцию протеста, после чего направились в парламент, где проходило обсуждение вопроса о назначении Агавана Овсепяна генеральным прокурором РА еще на 6 лет. «Мы слышали выступление генпрокурора, в котором он назвал все это «шоу». Мы — участники этого «шоу», у нас есть все — и медицинские справки, и видеозапись, и фотографии»,- заявила на встрече с депутатом Анаит Бахшян мать Ашота Гукасяна, избитого в областной прокуратуре. Организованная ванадзорцами акция протеста стала ответом на сделанное накануне Агваном Овсепяном в парламенте заявление о том, что жалобы на избиение допрашиваемых в областной прокуратуре — это «шоу». Люди приехали во всеоружии — они привезли с собой доказательства, которые собирались вручить генпрокурору.
«У моего сына порок сердца. Его вызвали в прокуратуру, начали оскорблять, сказали, что им наплевать на его болезнь. А ведь он инвалид 2-ой группы», — рассказала Анаит Бахшян мать 21-летнего Армана Нерсисяна. К словам матери Арман добавил следующее: «Меня вызвали (в прокуратуру), чтобы допросить. Но допрашивать не стали. Нас жестоко избивали и задавали один и тот же вопрос: что произошло? Хотели узнать, кто убийца. Но к нам это никакого отношения не имеет. Спрашивали, знаем ли мы Армана (Арман Дарбнян — сын мэра Ванадзора и владелец ресторана «Белиссимо», задержанный по подозрению в убийстве прокурора Лори. — ред.), кто ему содействует. Вызывали два дня подряд. В общей сложности я находился там сутки, и меня постоянно избивали. Били в основном по голове и лицу. Я говорил, что болен, что у меня инвалидность, но они не обращали на это внимания». По возвращении из прокуратуры Арман Нерсисян обратился к врачу, полчил соответствующее заключение. Сейчас он собирается пройти судебно-медицинскую экспертизу.
Официантка того же расторана Анна Туманян тоже считает себя потерпевшей: «Явились 8-го числа, взяли меня с работы и с 10 часов утра до часа ночи держали в прокуратуре»,- говорит Анна. Ее допрашивали приехавшие из Еревана следователи, которые не представились. «Следователей было много. Меня водили из одного кабинета в другой, били, пугали. Сказали, что если я что-то утаю, мне обреют волосы на голове, повезут в Ереван в тюрьму. Я до сих пор не могу оправиться от этого стресса. Они хотели, чтобы я что-то вспомнила. Но я не знала, что мне вспоминать. Из соседней комнаты я слышала голос Карена. Он кричал. Да, меня били, хватали за волосы. Спрашивали, видела ли я у нашего директора пистолет. Мне дали подписать бумагу с записью каких-то разговоров. Я потребовала дать мне ее прочитать, чтобы узнать, что там про меня написано. Они мне грубо заявили, что ударят, если я не поставлю свою фамилию. У них в руках была какая-то палка, и я подписала, не зная, что там про меня написано».
Официантку Сатик Парсамян доставили в прокуратуру 7 сентября в полдень и продержали до часа ночи. Один из следователей, Марзпет Хачатрян, который особенно запомнился Парсамян, заявил ей, что их могут продержать всю ночь, и с ними сделают все, что угодно, если они не подпишут соответствующую бумагу. «Требовали сказать, что ночью Карен не пошел домой, что это видел кто-то из наших работников. Но ничего подобного не было»,- сказала Сатик Парсамян. Она ничего не подписала и решительно заявила: пока не прочитаю, ничего не подпишу. Спустя несколько дней Сатик вновь вызвали в прокуратуру. Тот же Марзпет Хачатрян несколько раз ударил ее по лицу, пригрозил обрить волосы на голове, бросить в одну камеру с проститутками.
Судебно-медицинское заключение о телесных повреждениях получил еще один работник ресторана — Карен Додорян, которого подвергли более жестокому избиению, чем остальных. В частности, после того, как и.о.прокурора области Карен Шахбазян пригрозил Додоряну привести его жену и обесчестить ее на глазах мужа, Карен набросился на Шахбазяна, за что был избит до потери сознания. Его привели в чувство и опять начали избивать. Потом, когда поднялся шум, Додоряна отвезли в село Карсали близ города Спитак. Об этом рассказала его мать.
С ванадзорцами, участвовавшими в акции протеста, вчера встретился и депутат парламента от Ванадзора Виктор Даллакян. Он пообещал предложить генпрокурору Агвану Овсепяну и председателю парламента Тиграну Торосну встретиться с жителями Ванадзора. Даллакян сдержал свое обещание. Уже вечером трое потерпевших — Арман Нерсисян, Сатик Парсамян и Анна Туманян, а также мать Ашота Гукасяна встретились с прокурором. А за час до этого их принял глава парламента Тигран Торосян.
Генеральный прокурор, как рассказали участвовавшие в этой встрече ванадзорцы, пообещал изучить жалобы и при необходимости возбудить уголовные дела в отношении лиц, применявших чуждые следствию методы. Конечно, он не преминул повторить, что публичные акции потерпевших ванадзорцев — это «шоу». В ответ ванадзорцы заявили, что они тоже заинтересованы в раскрытии убийства прокурора Лори и не против, чтобы их сыновей допрашивали. Но они должны знать их местонахождение, а допросы должны проходить без применения физической силы.