Так депутаты парламентской фракции “Наследие” расценивают законопроект “Об оперативно-розыскной деятельности”, обсуждение которого депутаты завершили вчера
Этот документ имеет долгую предысторию. Впервые правительство представило его на рассмотрение парламента второго созыва, то есть в 1994-95 гг. Затем, в 2004-2007 гг., обсуждение продолжилось в парламенте третьего созыва. На голосование в третьем, окончательном чтении документ будет вынесен в парламенте нынешнего, четвертого созыва. За эти годы принятие законопроекта несколько раз срывалось, поскольку депутаты каждый раз высказывали озабоченность некоторыми его положениями — в частности, о прослушивании телефонных разговоров и установлении контроля за перепиской и электронной почтой в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Депутаты несколько раз отклоняли законопроект, а правительство вновь и вновь представляло его почти в неизменном виде. В начале апреля этого года, когда еще работал предыдущий парламент, правительству наконец удалось добиться принятия законопроекта во втором чтении. И вот вчера, в последний день четырехдневного заседания Национального Собрания, ”многострадальный” документ был представлен для рассмотрения в третьем чтении. Обсуждение, по существу, не проводилось, поскольку после второго чтения в проект закона были внесены лишь редакторские поправки. В беседе с нами депутат фракции “Наследие” Анаит Бахшян напомнила о п.3 ст.71 Регламента НС, в котором говорится: “После того, как проект закона с целью обсуждения в третьем чтении будет представлен председателю НС, он должен быть включен в проект повестки очередных 4-дневных заседаний”. Это означает проведение обсуждения документа, отметила г-жа Бахшян. Вместо этого только фракция “Наследие” выступила с заявлением о том, что не берет на себя “политическую ответственность” за данный закон. По мнению Анаит Бахшян, законопроект “Об оперативно-розыскной деятельности” “узаконивает те совершенные в прошлом террористические действия, по которым было проведено судебное расследование, при этом некоторые эпизоды этих дел были закрыты на сомнительных основаниях, в результате чего определенные лица избежали правосудия. Сейчас они имеют возможность уничтожить все доказательства”. Как сказала вдова вице-спикера Юрия Бахшяна, погибшего во время теракта 27 октября 1999 г. в парламенте Армении, основанием для такого заключения, стала 6-ая статья законопроекта, согласно которой любое лицо в трехмесячный срок после прекращения производства в отношении себя уголовного дела имеет право затребовать материалы и документы, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий. Если в указанный срок требование не выдвигается, эти материалы уничтожаются. “Я считаю, что, если подобный законопроект дошел до третьего чтения, значит в парламентах двух предыдущих созывов не проводилось его должное обсуждение,- отметила Анаит Бахшян. – Ответстенность за этот чудовищный закон должно нести предыдущее Национальное Собрание”.
Оценку этому документу дал и другой депутат фракции “Наследие” Вардан Хачатрян: “Этот законопроект, наверное, предусматривается принять по случаю 70-летия 1937-го года. Этот законопроект предусматривает довести тайную агентурную сеть в Армении до чудовищных масштабов. Подобную сеть должны будут создать 5 различных структур”. Речь идет о ст.8, согласно которой право на осуществление оперативно-розыскной деятельности имеют Полиция, Служба национальной безопасности, налоговые и таможенные органы, а также уголовно-исполнительная служба, которые в составе своих структур должны иметь соответствующие подразделения. “Их деятельность будет засекреченной, и фактически любой человек может оказаться в их поле зрения,- сказал г-н Хачатрян. – Мы хорошо помним, как в 30-х годах подобную агентурную сеть в стране создавала НКВД. Сейчас мы идем по пути расширения этой сети, что в общественном плане представляет серьезную опасность. Можно говорить о том, что этот закон поставит под вопрос личную жизнь граждан, поскольку дает право производить видеосъемку и прослушивать телефонные разговоры в любом доме, что является нарушением Конституции. В аналогичных законодательствах других стран эти положения отсутствуют”.
Отметим, что вчера из-за отсутствия кворума окончательное голосование по законопроекту было перенесено на 22 октября. Однако наивно полагать, что нынешний парламент попытается провалить этот документ.