Лиц, несущих ответственность за пытки, которые применяются в прокуратуре Лорийской области, поощрил сам президент РА
6 сентября в отделение ереванской полиции был доставлен Арман Дарбинян, племянник мэра Ванадзора Самвела Дарбиняна. Напомним, что при задержании полицейские отобрали у Армана Дарбиняна ключи от принадлежащего ему автомобиля “крайслер”, и машина около часа находилась в распоряжении сотрудников правохранительных органов. После этого Армана переправили в Ванадзор. Уже в прокуратуре Лорийской области в запасном колесе его автомобиля якобы были обнаружены 4 патрона. Заметим, что ранее, сразу после убийства прокурора Ванадзора Альберта Казаряна, машина А.Дарбиняна была тщательно осмотрена, однако ничего подозрительного в ней обнаружено не было. Тем не менее, областная прокуратура возбудила против Дарбиняна уголовное дело по обвинению в незаконном хранение оружия и боеприпасов. И хотя в прокуратуре Лори на работников принадлежащего Арману Дарбиняну ресторанного комплекса “Белиссимо” оказывали физическое и психологическое давление, пытаясь добиться от них показаний против своего шефа — якобы видели у него незаконное оружие, им так и не удалось получить не только эти, но и другие показания относительно причастности Дарбиняна к убийству прокурора области. И все же, несмотря на официальное заявление генпрокуратуры РА о том, что арест Армана Дарбиняна не имеет отношения к убийству А.Казаряна, очевидно, что его задержание косвенно связано с этим преступлением и намерением свалить убийство на мэра Ванадзора Самвела Дарбиняна. Решением суда 1-ой инстанции Лорийской области Арман Дарбинян с 8 сентября находится под арестом, хотя его защитник Енок Азарян и родные неоднократно предупреждали о плохом состоянии здоровья Армана. Эти утверждения подкреплены многочисленными медицинскими справками. Е.Азарян обратился в Апелляционный суд с ходатайством об изменении меры пресечения в отношении своего подзащитного, однако эта инстанция оставила без изменений решение суда 1-ой инстанции. Апелляционный суд постановил, что Арман Дарбинян, находясь на свободе, может избегать дачи показаний и препятствовать расследованию уголовного дела, оказывая давление на возможных свидетелей. Мотив нелепый, поскольку, если, следовать логике правоохранительных органов, препятствовать следствию могут и более влиятельные люди, например, находящийся на свободе дядя Армана, он же мэр Ванадзора Самвел Дарбинян. В беседе с нами Енок Азарян сообщил, что еще на прошлой неделе обратился к генпрокурору РА с ходатайством об изменении меры пресечения в отношении своего подзащитного. Ответа до сих пор нет. В своем заявлении защитник отметил, что арест А.Дарбиняна происходил с нарушениями закона – он был лишен адвоката, допрос проходил в отсутствие защитника, кроме того, при применении меры пресечения суд 1-ой инстанции рассчитал срок ареста не с момента задержания, а на день позже.
После 8 сентября следственные мероприятия с Дарбиняном не проводились. Однако в минувшую пятницу Азарян вместе со следователем по уголовному делу ознакомился с результатами судебно-химической экспертизы, проведенной по ходатайству защитника. “Экспертиза преследовала цель уточнить срок давности патронов и срок их нахождения в машине Дарбиняна”,- пояснил защитник. Выяснилось, однако, что эксперты не смогли дать ответы на эти вопросы, мотивировав тем, что получить такие данные научным методом невозможно. То, что Армана Дарбиняна продолжают держать под арестом, однозначно является формой оказания морального давления на его родных, в частности, мэра Ванадзора.
А теперь посмотрим, на какой стадии находится служебное расследование, назначенное в рамках этого дела приказом генрокурора РА Агвана Овсепяна от 13 сентября. Напомним, что в этот день А.Овсепян принял группу работников принадлежащего Арману Дарбиняну ресторанного комплекса “Белиссимо”, в том числе женщин, которых в день ареста Дарбиняна, 6 сентября, доставили в областную прокуратуру и в течение двух дней пытали, заставляя дать показания против своего шефа. Генпрокурор, который до этого расценивал жалобы и пикеты работниц ресторана как “шоу”, после этой встречи, получив конкретные факты, поручил начальнику управления Генпрокуратуры Гагику Аветисяну отправиться в Ванадзор и на месте проверить подлинность жалоб, а также провести судмедэкспертизу. В течение последующих дней и до минувшей субботы наши ванадзорские источники сообщали о том, что в прокуратуре Лори потерпевших убеждали забрать жалобы, обещая возместить моральный ущерб и расходы на лечение. Однако никто из женщин на этот шаг не пошел. Вчера пресс-секретарь генпрокурора РА Сона Трузян сообщила, что по данному факту Генпрокуратура РА возбудила уголовное дело с целью проведения более тщательного расследования. О результатах проверки пока ничего не известно, однако вряд ли следует надеяться, что следователи, применявшие пытки к работникам ресторана “Белиссимо”, понесут серьезную ответственность, тем более, что подобные действия фактически поощряются высшей властью. Доказательством этих слов служит тот факт, что по случаю 16-ой годовщины независимости Армении президент Роберт Кочарян наградил медалью “Мхитар Гош” следователя по особо важным делам при генпрокуратуре РА Акопа Караханяна, который возглавлял следственную группу, применявшую физическое насилие к работникам ресторана, а временно исполнявший обязанности прокурора Лори Карен Шахбазян позднее был утвержден в этой должности. И это в том случае, когда именно Шахбазян пригрозил работнику “Белиссимо” Карену Додоряну, больше всех пострадавшему от действий сотрудников прокуратуры, изнасиловать его жену у него на глазах. И именно в присутствии Шахбазяна следователи избивали Карена до потери сознания.