Пока только в том случае, когда речь идет об инициативах оппозиционеров
События минувшей недели, связанные с первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном и его сторонниками, отодвинули на второй план другой примечательный факт — парламентское большинство отказалось включить в повестку заседания Национального Собрания 22 октября два законопроекта фракции “Оринац еркир”. По одному из них, который предусматривает внесение изменений в закон “Регламент Национального Собрания”, правительство представило положительное заключение, подписанное премьер-министром Сержем Саркисяном. Заметим, что лишь некоторые из более чем 50 законодательных инициатив фракции “Оринац еркир” удостоились одобрения кабинета министров. И один из них депутаты отказались обсуждать.
Это не единственный пример. Фракция “Оринац еркир” предложила также внести изменения в Уголовный кодекс РА, в частности, признать утратившей силу статью 318 – “оскорбление представителя власти”. Напомним, что, согласно этой статье, “публичное оскорбление представителя власти, связанное с исполнением им служебных обязанностей, наказывается штрафом в 100-кратном размере минимальной зарплаты либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до года”. Эти же действия во время публичных выступлений или в СМИ наказываются штрафом в 200-400-кратном размере минимальной зарплаты либо арестом на срок 1-3 месяца или лишением свободы до 2 лет. В обосновании инициативы “Оринац еркир” отмечается, что о неприемлимости 318-ой статьи давно говорят и международные эксперты, “поскольку данная статья ставит представителей власти выше рядовых граждан, и тем самым нарушается принцип равенства всех перед законом”.
В своем заключении по законопроекту правительство отмечает, что не имеет принципиальных возражений. Однако управление по анализу и развитию законодательства Национального Собрания РА расценило эту инициативу как необоснованную. Кроме того, в заключении данной структуры указывается, что ответственность за оскорбление представителя власти установлена также уголовными кодексами Германии, России, Беларуси, Казахстана, Литвы, Болгарии, Молдовы, Голландии, Румынии и ряда других стран.
Комментируя по нашей просьбе тот факт, что парламент начал противопоставляться подходам правительства, депутат фракции “Оринац еркир” Ованнес Маркарян сказал: “Нас удивило, что сформировавшее правительство парламентское большинство высказалось против заключения, представленного премьер-министром. Правительство фактически считает целесообразным обсуждение нашей инициативы, однако парламентское большинство придерживается противоположной точки зрения. По статье 318 мы смогли убедить представителя правительства в ошибочности диффиренцированного подхода к оскорблению рядового гражданина и представителя власти. Оскорбление наносится лицу, а не должности. Эта инициатива удостоилась положительной оценки правительства, но я не знаю, какой подход будет проявлен в процессе обсуждения. Нынешний парламент, где происходят странные вещи, может высказаться против. Все это, на мой взгляд, обусловлено тем, что очень часто депутатам не удается вникнуть в содержание документов. Так, наш законопроект о внесении изменений в Кодекс административных правонарушений, который депутаты отказались включить в повестку, даже не был им роздан. Но ведь законодатель должен знать, о чем идет речь в документе и за что ему надо голосовать”. Именно с целью восполнения этого пробела фракция “ОЕ” на предыдущем 4-дневном заседании брала 20-минутные перерывы, что вызывало упреки со стороны главы парламента. По этому поводу Ованнес Маркарян сказал следующее: “Председатель Национального Собрания периодически предпринимает попытки анализировать и давать разъяснения по вопросам, которые выдвигают депутаты. Мне кажется, законодательством такое право не предоставлено. И это уже дает повод к тому, чтоб на ряде заседаний искусственно возникли стычки. Мне кажется, это недостойно ни главы Национального Собрания, ни депутатов”.