Если, как утверждает премьер-министр РА, проверки, которые проводит на предприятиях концерна “СИЛ групп” налоговая служба, являются вполне обычными, то остается с ужасом представить, какими могуть быть не обычные проверки
Для эффективной деятельности правительства крайне важно формирование атмосферы взаимного уважения, сотрудничества и доверия. Эти слова премьер-министра РА Сержа Саркисяна, сказанные им 13 ноября в Национальном Собрании, напомнила на встрече с членами правительства депутат фракции “Наследие” Анаит Бахшян. Она также поинтересовалась: как в контексте этого заявления объяснить то, что все предприятия концерна “СИЛ” подвергаются поверкам и не обусловлено ли данное обстоятельство политической ориентацией основателя компании Хачатура Сукиасяна? Вот что сказал в ответ г-же Бахшян глава правительства: “Основным инструментом развития нашей экономики и достижения успеха является улучшение морально-психологической атмосферы в республике. Однако у меня складывается впечатление, что мы по-разному воспринимаем то, что называется морально-психологической атмосферой. Речь не о вас, речь о тех средствах массовой информации и людях, которые поднимают шум из-за обычных проверок”.
Получается, что проверки, в которых, несмотря на отсутствие данных о налоговых нарушениях и преступлениях, изначально участвовали сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Полиции РА и Службы национальной безопасности, являются “обычными”. “Обычно” и то, что в этих проверках участвовало более 15 инспекторов, хотя налоговая инспекция имеет право поручать проводить проверки на предприятиях лишь 9 инспекторам. Вполне “привычно” и то, что работники завода были доставлены в УБОП, где не разрешили присутствие адвокатов на их допросах. И, наконец, “обычное” явление, когда под предлогом проверки и в нарушение закона конфискуют те средства предприятия, которые делают невозможной дальнейшую деятельность хозяйствующего субъекта. “Как вы думаете, если человек занимается политикой, значит он должен быть вне налоговой сферы? – обратился с ответным вопросом к Анаит Бахшян глава правительства. – А разве раньше налоговая деятельность того же концерна “СИЛ групп” и других компаний не проверялась? Если ничего тревожного нет, зачем надо поднимать шум, политизировать сугубо экономическую деятельность? Для меня это просто странно, очень странно. Хочу вам сказать, что, да, налоговая политика в республике будет ужесточена. Ужесточена, потому что это первая предпосылка для создания равного конкурентного поля”.
Напомним, что по поводу равной конкуренции Хачатур Сукиасян предложил налоговым органам провести сравнительный анализ работы принадлежащей ему сети пиццерий “Пицца ди Рома”, выплачиваемых ими налогов и работы сети кафе “Джазве”. Напомним, что одним из владельцев “Джазве” является помощник Сержа Саркисяна и муж его дочери Микаел Минасян. Пока не известно, был ли проведен предусмотренный законодательством сравнительный анализ, о котором говорил г-н Сукиасян, и проходят ли столь же “обычные” проверки в кафе “Джазве”.
Анаит Бахшян, выслушав ответ главы правительства, заметила, что утверждение законности следует начинать прежде всего с самого себя. “С себя я начал очень давно, и мне бы хотелось, чтобы такими же законопослушными, как и я, начиная с остановки на красный свет, были очень многие — заявил Серж Саркисян. – Я бы посоветовал внимательно просмотреть список, который уже много лет публикуют налоговые и таможенные органы, и убедиться, кто в этом списке является крупным налогоплательщиком, имеют ли эти люди какое-либо отношение ко мне, учились ли мы вместе в студенческие годы или нет (по всей вероятности, речь идет о владельце компании “Флеш” Барсеге Бегларяне. – А.И.). В этом плане никто не сможет меня упрекнуть. И я бы никогда не позволил себе отдать кому-нибудь распоряжение с целью защитить своих родственников и знакомых от налоговых или таможенных органов. Это действительно так. Я понимаю, что вам трудно в это поверить, но это действительно так. Вы понимаете, я не могу лгать не только с трибуны, но и вообще — смотреть кому-нибудь в глаза и лгать. Это могут подтвердить наши налоговые и таможенные органы”.
Затем премьер-министр, отвечая на вопрос газеты “Аравот”: а разве Михаил Багдасаров не является близким ему человеком и если да, то как объяснить то обстоятельство, что он находится на 551 месте и не входит даже в список 300 крупных налогоплательщиков? — сказал, что Багдасаров не близкий ему человек, и предложил остальные вопросы адресовать этому предпринимателю.