Лента новостей
Новости дня

“НАМ НУЖЕН ЛЕДОКОЛ”

18 декабря,2007 00:00

      Эксклюзивное интервью турецкого дипломата в отставке Оздема Санберка агентству “Медиамакс”
     
      В 1985-1987 гг. посол Санберк был советником по внешнеполитическим вопросам премьер-министра Турции Тургута Озала, в 1987-1991 гг. – послом Турции в ЕС, в 1991-1995 гг. занимал пост заместителя министра иностранных дел Турции. С1995-го по 2000 год Санберк был послом Турции в Великобритании. В 2000 г. вышел в отставку и до сентября 2003 года возглавлял турецкий исследовательский институт TESEV. Оздем Санберк входил в состав Комиссии по армяно-турецкому примирению. 
     
      — Какое препятствие, на Ваш взгляд, является главным на пути нормализации армяно-турцеких отношеий?
      — Препятствий несколько, все они являются существенными, но ни одно из них не следует считать непреодолимыми. Во-первых, Армения и Азербайджан находятся в состоянии конфликта. Если мы найдем его решение, все будет происходить гораздо легче. Во-вторых, имеются вопросы, связанные с территориальными притязаниями, историческими экскурсами, предрассудками международной общественности и усилением ненависти к Турции. В этом поле нам нужна разрядка. В-третьих, существует проблема психологического настроя. Нам нужен ледокол. Помните соревнования по настольному теннису между американцами и китайцами, которые предшествовали сближению двух стран? Если в отборочном туре чемпионата мира по футболу нам удастся провести встречи сборных Турции и Армении в атмосфере взаимного уважения, это может стать аналогичным шагом. Однако надо признать, что футбол – очень эмоциональный вид спорта, и этот повод может оказаться не слишком удобным. Однако я думаю, что рано или поздно мы найдем какой-нибудь удобный повод. Хотел бы также добавить, что психологическая вражда в армяно-турецких отношениях – явление новое. Люди очень часто не осознают, что это следствие начавшейся в 1975 году кампании против Турции. В годы моей молодости армяне участвовали в каждом мероприятии турок. Убийства турецких дипломатов и должностных лиц,  масштабная пропаганда против нас положили конец всему этому, во всяком случае на публичном уровне. В тех случаях, когда политические деятели не вмешиваются, между армянами и турками, даже в таком месте, как Калифорния, проявляется много общностей. 
      — Почему предложение Еревана об установлении дипломатических отношений без предусловий не удовлетворяет Анкару?
      — Есть спор, есть проблемы. Бессмысленно строить дом, который развалится от первого же легкого дуновения ветра. Дипломатические отношения должны основываться на четком понимании и консенсусном подходе по меньшей мере к важнейшим вопросам. Когда в 1998 г. на саммите Черноморского экономического сотрудничества Сулейман Демирель впервые встретился с президентом РА Робертом Кочаряном, президент Турции спросил его: в причина вражды между 6-летней Республикой Армения и 75-летней Турецкой Республикой? Демирель предложил: “Мы можем помочь молодой республике интегрироваться в мировое сообщество, после 70 бесплодных лет ваши граждане имеют право ждать от вас большего”. 
      — В Ереване бытует мнение, что, приняв 15 лет назад решение о закрытии границы, Турция надеялась добиться смягчения позиции Армению по проблеме Нагорного Карабаха. Поскольку этого не произошло, сегодня властям Турции трудно признать свою ошибку. 
      — Мы смотрим на это иначе. Турция приняла это решение из-за оккупации районов Азербайджана и депортации проживавших там людей. Для нас это человеческая трагедия. Мы остаемся верны принятому решению, однако приветствуем все усилия, направленные на урегулирование. В 2005 г. премьер-министр Турции направил письмо господину Кочаряну с предложением создать совместную комиссию из историков. Я думаю, что Армения, не откликнувшись на это предложение, упустила исторический шанс.
      — Турция часто обвиняет армянскую Диаспору. Вам не кажется, что фактор Диаспоры стал для Анкары удобным поводом?
      — Мы искренне хотим улучшить отношения, что принесет обеим сторонам огромные прибыли. Однако Диаспора, или лучше назвать ее “неуступчивой политической Диаспорой”, является реальностью. Мы постоянно подвергаемся политическим нападкам, в результате которых предпринимается попытка задушить любого, кто хочет защитить нашу точку зрения. 
      — Отсутствие отношений с Турцией влияет на восприятие НАТО со стороны Армении. Многие в Армении считают невозможным дальнейшее сближение с НАТО до решения вопроса армяно-турецких отношений.
      — Граждане Армении должны сами решить, когда вступать в НАТО. Это сложные вопросы, и я не вправе давать вам советы, Когда разногласия между нашими странами будут устранены, мы, несомненно, окажем вам теплый прием. Думаю, действующая в настоящее время Программа индивидуального партнерствам с вами очень результативна и позволит идти вперед.
      — Как в Турции относятся к наличию на территории Армении российской военной базы и заявлениями армянских должностных лиц о том, что присутствие в Армении российских военнослужащих вызвано как раз исходящей от Турции потенциальной угрозой?
      — Во-первых, стратегической угрозы со стороны Турции для Армении не существует. В-вторых, вопросы армяно-российских отношений должны решать армяне и русские. Если вы, несмотря на мои слова об отсутствии турецкой угрозы для Армении, считаете, что присутствие российских войск усиливает независимость вашей страны, это должны решать граждане Армении. Никто не может выступать против этого при условии, что военная база выполняет оборонные, а не наступательные функции.  
   

 

     

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать