В интервью «Аравоту» заместитель председателя Республиканской партии Армении Галуст Саакян попытался доказать, что свободные, справедливые выборы нужны в первую очередь РПА, которая будет к этому стремиться
— Г-н Саакян, ряд международных организаций, в том числе специальная миссия Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис и представители других структур, выразили озабоченность по поводу проведения в Армении свободных и справедливых выборов. Разделяете ли Вы как представитель правящей политической силы, кандидат в президенты которой имеет самый высокий рейтинг, эту тревогу и какие у Вас прогнозы?
— Не надо забывать, что президентские выборы дают возможность не только избирать главу государства, но и проводить нормальные выборы. Это является нашим политическим принципом, и те команды или те люди, которые будут нас поддерживать, должны руководствоваться этой идеей. С нашей стороны считаю излишним говорить о фальсификации выборов, поскольку сегодня для Армении наступил тот момент, когда выборы должны пройти максимально успешно. Конечно, есть и опасности, так как некоторым политическим силам придется сделать выбор — либо в эту сторону, либо в другую. Это действительно опасно, но я думаю, что мы сможем преодолеть опасности и проведем максимально активные выборы с максимально приемлемыми результатами.
— Вы хотите сказать, что сейчас Республиканская партия Армении больше всех заинтересована в проведении справедливых выборов?
— Разумеется, поскольку это не просто желание. Прежде всего нам удалось накопить достаточный избирательный опыт. Дальнейшие экономические процессы или решение экономических проблем в Армении зависят от хороших выборов. Я думаю, что хорошие выборы — единственный ключ к сотрудничеству внешнего мира с нашей страной.
— Нет такой политической силы, которая не говорила бы о справедливых выборах. Однако, как известно, фальсификации, как правило, осуществляют сами действующие власти, а не оппозиция. То есть фальсифицирует тот, у кого есть рычаги, возможности и избирательные комиссии.
— В данном случае в наших руках находятся не только рычаги, но и богатый политический капитал, который мы накапливали на протяжении многих лет. Должен, однако, сказать, что я действительно вижу опасность. В частности, подтекст последних митингов, которые непонятно, кто организует, свидетельствует о том, что отдельные части нашего народа настраивают на предательство по отношению к родине. Но я уверен, что эти попытки не принесут результата. Появилось и новое непонятное явление — на митингах критике подвергается также оппозиционное поле, при этом не принимается во внимание тот факт, что многие оппозиционные деятели прошли с ними долгий путь, что они имеют права отказаться от сотрудничества с ними и самостоятельно участвовать в выборах. Насаждается тот же принцип: кто не с нами, тот наш враг. Дело дошло до того, что одного из авторов политической школы, Вазгена Манукяна, подвергли остракизму.
— Ряд организаций, национальные меньшинства уже заявили о поддержке кандидата РПА. Накануне аналогичное заявление сделала партия «Процветающая Армения». Вы не боитесь, что в случае продолжения шоу в коммунистическом духе они могут иметь для вашего кандидата обратный эффект?
— Во-первых, однопартийной системы, которая может привести к появлению такого сравнения, никогда не будет. Республиканская партия — партия национальная, консервативная, тем более, что многолетняя практика показала: какой бы мощью не обладала Республиканская партия, все равно, те политические силы, которые получают наибольшее число голосов, делят с РПА властные рычаги. Что касается подхода «Процветающей Армении», то в последние месяцы в наших программных материалах, а также в выступлении на съезде РПА лидера нашей партии речь, по сути, шла о создании процветающей Армении.
— Недавно на пресс-конференции заместитель председателя партии «Оринац еркир» Эгине Бишарян заявила, что все главы сельских администраций и мэры городов становятся начальниками штабов кандидата в президенты РПА. Нет ли здесь нарушения закона?
— Нарушения закона нет, это наш политический актив, и мы не виноваты, что политические силы не обращают внимания на общинные структуры и не участвуют в выборах органов местного самоуправления. Наверное, знают, что это самое тяжелое бремя, что общинные структуры — хребет страны. Были бы добры участвовать в свое время в общинных выборах и сами бы сформировали актив. И не надо устраивать сцен ревности. Я не думаю, что все руководители общин — начальники наших штабов. Но это, да, наши активные члены.
— А вы бы позволили, чтобы они прошли на выборах?
— Когда я по одному поводу говорил об этом, один из представителей оппозиции задал тот же вопрос, а я ответил: «Значит для вас руководителем страны избираться легче, чем руководителем общины?» Люди думают, что власть надо начинать брать с высших звеньев, а уж потом спускаться вниз. Мы придерживаемся противоположного мнения. Мы — и сторожа, и чернорабочие государства.