говорит о премьер-министре РА Серже Саркисяне член политсовета партии «Республика» Смбат Айвазян
— Предвыборный 2007-ой год подходит к концу. Как Вы, представитель ключевой силы общенародного движения, возглавляемого первым президентом РА и кандидатом в президенты Левоном Тер-Петросяном, оцениваете первый предвыборный этап этого движения?
— Во-первых, отмечу, что все, что мы запланировали, прежде всего контакты Левона Тер-Петросяна с общественностью, успешно выполнено. За выступлением экс-президента страны 21 сентября последовали многолюдные массовые митинги, в ходе которых Левон Тер-Петросян ответил на волнующие общественность многочисленные вопросы, а также предложил конкретные решения в частности по урегулированию нагорно-карабахской проблемы, по борьбе с коррупцией, системе правосудия и ряду других важнейших вопросов. В общественном сознании действительно произошел прорыв, и на данный момент Тер-Петросян считается кандидатом номер один. Не случайно, именно вокруг него строятся избирательные процессы, а шаги остальных кандидатов, в том числе кандидата властей и властного режима направлены против Тер-Петросяна. Об этом свидетельствуют информационные выпуски и аналитические передачи телекомпаний — последние ведут агитацию не в пользу своего кандидата, а против Тер-Петросяна. Тот факт, что перед командой Тер-Петросяна закрыты все телеканалы, подчеркивает безвыходную ситуацию, в которой оказались перед выборами власти. Я думаю, первому этапу можно дать довольно высокую оценку, хотя могло быть и лучше. Я имею в виду определенные проблемы, связанные с объединением политического поля, вопросом единого кандидата. Хотя сам считаю, что Левон Тер-Петросян уже однозначно является единым кандидатом оппозиции. Идейная дискуссия возможна только с АРФ Дашнакцутюн и кандидатом от этой партии. Дискуссии с другими силами не имеют смысла.
— А могут ли неполноценное объединение оппозиционного поля и выдвижение других кандидатов повлиять на голоса, которые должен получить первый президент РА?
— На количество голосов в пользу Тер-Петросяна это не повлияет. Тер-Петросян получит то, что должен получить, и этого будет достаточно для избрания президентом. Определенные проблемы есть в писхологическом плане. Если кандидаты адекватно оценят сложившуюся ситуацию и поддержат сформировавшееся в последнее время движение, то все процессы будут протекать гораздо успешнее. Но я убежден, что это абсолютно не помешает решению нашей задачи — 20 февраля в нашей стране появится новый президент по имени Левон Тер-Петросян.
— На чем зиждется тактика команды Тер-Петросяна — недовольстве властями со стороны общества или на чем-то другом?
— Недовольство действительно есть. Кроме того, общество хочет видеть полюс, с помощью которого оно сможет избавиться от действующей власти. В начальный период многие сориентировалась в сторону Тер-Петросяна исходя именно из этого недовольства. Однако после публичных выступлений Тер-Петросяна мы постепенно стали свидетелями того, как первого президента начали поддерживать не потому, что были против этой власти, а ради будущего страны, убеждаясь в том, что только с его помощью можно изменить существующую в стране морально-психологическую атмосферу, сделать Армению страной, достойной возвращения в ряды мирового сообщества. Я думаю, все мы будем испытывать гордость за то, что на международной арене у нас будет такой президент. Нет никого, кто считал бы, что Серж Саркисян в качестве президента может достойно представлять Армению на международной арене.
— Какое значение вы придаете внешней поддержке или получаемым извне позитивным, негативные сигналам?
— Я не придаю этому большого значения, Для нас гораздо важнее мнение нашего народа. Но, разумеется, приятно, что международное сообещство внимательно следит за процессами в Армении. Если бы Левон Тер-Петросян не был выдвинут, Армения, я думаю, не удостоилась бы того внимания, которого удостаивается сегодня.
— Согласно различным источникам, после официального выдвижения Тер-Петросяна положительная реакция последовала также из государственных структур. Насколько это соответствует действительности и какова ситуация в этом плане?
— В отличие от президентских выборов 2003 года, когда административная система не отреагировала на проводимые общественностью массовые мероприятия, сегодня ситуация в этой системе другая. Почти все низшие звенья государственной административной пирамиды симпатизируют Тер-Петросяну, в среднем звене пока идут обсуждения. Однако развертывание широкого общественного движения, да еще за два месяца до выборов, дает основания для оптимистических прогнозов.
— Какие, на Ваш взгляд, шансы на данный момент у Левона Тер-Петросяна и Сержа Саркисяна?
— В плане голосов у Сержа Саркисяна нет никаких шансов стать президентом, тем более, что в случае проведения свободных и справедливых выборов он среди 9 кандидатов может разделить 7-9 места. Это однозначно, и это может подтвердить любой гражданин. Попытаться осуществить фальсификации… Убежден, что это ему не удастся. Он попробует сфальсифицировать, потому что других шансов у него нет, и он это понимает. Но я убежден, что если Серж Саркисян и его окружение объективно оценят ситуацию, то Саркисяну придется снять свою кандидатуру.