Вопрос о том, осведомлен ли орган, призванный организовать и контролировать выборы, о нарушениях в ходе избирательного процесса, является сугубо риторическим
В ходе организованного вчера в Национальном пресс-клубе обсуждения на тему «Центризбирком и обеспечение законности и прозрачности выборов» представитель партии «Оринац еркир» в ЦИК Сона Саркисян привела следующий факт: «Мой отец скончался 7 лет назад, но каждый раз перед выборами я обращаюсь в полицию, чтобы его фамилию сняли из списков. Но каждый раз его имя вновь появляется в избирательном списке». Депутат парламентской фракции «Оринац еркир» Арташес Авоян задал ряд вопросов о доступности и прозрачности списков избирателей, отметив, что не надеется услышать ответы. «Знает ли ЦИК, что в период майских выборов партия «Оринац еркир» обратилась в управление по паспортам и визам Полиции РА по поводу 1500 неточностей в надежде, что они будут устранены? Мы получили ответы лишь на несколько десятков предложений,- отметил Арташес Авоян. — Знает ли ЦИК, что сегодня тысячи граждан не имеют возможности ознакомиться и внести уточнения в предварительные списки избирателей, вывешенные на избирательных участках, по той причине, что списки висят в основном в учебных заведениях, школах, которые в эти дни закрыты из-за каникул». По словам Авояна, сайт ЦИК, с помощью которого можно было бы выявить неточности в избирательных списках, несколько дней не работал. Секретарь ЦИК Абрам Бахчагулян объяснил причину бездействия сайта — в него вносятся изменения, которые позволят в день выборов следить за результатами голосования в режиме real-time. Приведем еще один вопрос Арташеса Авояна: «Знает ли ЦИК, что у оппозиционных кандидатов, в частности предвыборного штаба Артура Багдасаряна, возникли проблемы с приобретением рекламных щитов? Различные частные организации, занимающиеся этим видом деятельности, уже чинят препятствия в вопросе приобретения щитов».
На эти риторические вопросы секретарь ЦИК дал следующий ответ: «Знает ли Арташес Авоян, что «Оринац еркир» представлена в трехступенчатой системе избирательных комиссий и в соответствии с Избирательным кодексом несет ответственность за избирательные процессы?»
Участники обсуждения отметили, что многие канидаты уже сегодня начали агитационную кампанию, что запрещено законом, но ЦИК никаких шагов в этом направлении не предпринимает. «Аравот» поинтересовалась у Абрама Бахчигуляна: знает ли он, почему Избирательный кодекс предусматривает для проведения предвыборной кампании конкретный срок, между тем агитация осуществляется уже сейчас, но ЦИК на эти действия не реагирует, заявляя, что уполномочен осуществлять контроль только в период агитационной кампании? «Избирательный кодекс не содержит определение понятия «агитация», а также положения, касающиеся агитации. ЦИК обязан осуществлять те полномочия, которые предоставлены ему законом,- ответил секретарь ЦИК. — Что касается рассмотрения понятия «агитация» в контексте равных или неравных возможностей, то равенство ИК установил только для предвыборной агитации. Любое мероприятие можно квалифицировать и как агитацию, и как преподнесение информации. Проведение съезда — агитация, проведение митинга — агитация, проведение шествия — агитация, издание газеты — агитация. Вместе с тем все это можно воспринимать как преподнесение информации, мнения, позиции. То есть имеет место двоякость». И тем не менее, разве не являются агитацией куртки с надписью «Наш голос — Сержу Саркисяну»? — спросили мы. «Я не говорю, что это не агитация»,- ответил г-н Бахчагулян.
В ходе нашей беседы еще один вопрос ЦИК задала руководитель предвыборного штаба Артура Багдасаряна Эгине Бишарян: «Знаете ли вы, что на время агитации кандидат в президенты Серж Саркисян как премьер-министр должен уйти в отпуск. И знаете ли вы, кто должен его заменить, если вице-премьер Овик Абрамян, будучи руководителем предвыборного штаба Сержа Саркисяна, тоже должен заниматься агитацией?»