считает представитель Бюро АРФ Дашнакцутюн Грант Маркарян
— Секретарь парламентской фракции “Наследие” Степан Сафарян заявил, что их переговоры с Дашнакцутюн и Национально-демократическим союзом “не дали серьезных результатов, поскольку последние не конкретизируют, кто из кандидатов в президенты снимет свою кандидатуру”. По нашим данным в ходе встречи с Вами председатель НДС мотивировал свое нежелание объявить самоотвод тем, что в действительности Левон Тер-Петросян выдвинул свою кандидатуру против него, а не против Сержа Саркисяна.
— Я думаю, в подобных вопросах нельзя спешить и делать скоропалительные выводы, поскольку все возможно. Скажу, что в ходе этих переговоров решается не только вопрос о том, присоединяться или нет. Это также консультации, обмен мнениями относительно поиска новых форм сотрудничества, возможности влиять на атмосферу. Наконец, надо учитывать реальность после 19 февраля, ведь 19 февраля жизнь не заканчивается. Поэтому значение этих консультаций, на мой взгляд, гораздо глубже. Но с точки зрения определенного результата я не теряю надежды.
— Правление партии “Наследие” заявило, что объединение как минимум двух из четырех кандидатов в президенты станет предусловием их поддержки со стороны “Наследия”. Такое объединение, пожалуй, уже намечается между Артуром Багдасаряном и Левоном Тер-Петросяном. С этой точки зрения не упустила ли партия Дашнакцутюн шанс сформировать единый стержень?
— Я читал заявление Раффи Ованнисяна, в нем не все просто и понятно. Во всяком случае каждый человек знает, какие шаги он должен предпринять. Но я надеюсь, что они сделают правильный выбор. Объединение – не самоцель. Объединяются с учетом общностей, общих нравственных понятий, взаимопонимания. В этом плане правильным решением, я думаю, станет присоединение к нам.
— Есть сведения о том, что после начала предвыборной кампании Вы встречались также с премьер-министром и кандидатом на пост президента РА Сержем Саркисяном.
— Я с ним часто встречаюсь.
— Один из членов Республиканской партии сообщил нам, что в ходе этой встречи обсуждался вопрос дальнейшего присутствия в правительстве министров-дашнакцаканов. И Серж Саркисян сказал, что ему все равно: министры могут продолжать выполнять свои обязанности, могут сложить свои полномочия поэтапно или сразу.
— Говорят, любая ложь содержит долю правды. Но в данном случае нет даже этого. Возможно, вы не поверите, но получение министерских портфелей никогда не было для нас условием достижения соглашений, договоренностей. Этого не было в 2003-ем, когда во втором туре (президентских выборов. – ред.) мы встали на защиту кандидатуры Роберта Кочаряна. Этого не было и при подписании соглашения с коалицией. Для нас этот вопрос имел третьестепенное значение. О предоставлении нам министерских постов скорее говорили они. Мы всегда предпочитали те звенья, которые имеют функции контроля, те структуры, которые имеют отношение к вопросам безопасности страны. Министерский портфель никогда не имел для нас большого значения.
— Вопрос в том, насколько целесообразно, чтобы министры-дашнакцаканы продолжали выполнять свои обязанности, если кандидат в президенты от Дашнакцутюн на предвыборных встречах критикует действующую власть?
— Это ни для кого не является неожиданностью. Вспомним подписанное нами соглашение с коалицией — в нем есть несколько важных пунктов. Во-первых, мы не вошли в коалицию и сохранили право участвовать в президентских выборах с собственным кандидатом. Во-вторых, мы заявили, что не несем ответственность за ту деятельность правительства, к которой не причастны. То есть мы в соответствии с этим соглашением оставили за собой право критиковать правительство. Насколько Республиканская партия осведомлена о реальном положении дел, я не знаю. Но я знаю, что есть черным по белому написанный документ, подписанный представителями трех сторон.
— Несколько представителей РПА, в частности Галуст Саакян, Армен Ашотян, выразили недовольство поведением Дашнакцутюн. Они отметили, что АРФД сжигает мосты к дальнейшему сотрудничеству. Между тем кандидат Дашнакцутюн всегда подчеркивает, что сотрудничество с РПА будет продолжено. В этом плане РПА уже показала вам “желтую карточку”?
— Нет. Армен Ашотян и Галуст Саакян не те люди, которые могут показать нам “желтую карточку”. Я просто думаю, что они не осведомлены в полной мере, не читали этот документ или читали невнимательно, поэтому не знают деталей.
— Вы сказали, что часто встречаетесь с Сержем Саркисяном. Как он относится к критике деятелей АРФД?
— Я думаю, относится нормально, поскольку наша критика не содержит враждебности и желчи. Я слежу за последними выступлениями Сержа Саркисяна, он тоже говорит о проблеме бедности, о коррупции, о необходимости устранения этих явлений. Предвыборную борьбу мы пытаемся вести на положительном для всех фоне. Мы не проявляем враждебности к кому-либо, не хотим сеять вражду. Мы прекрасно осознаем, что после 19 февраля страна должна продолжать жить, политические силы должны сотрудничать друг с другом. В конце концов есть более важные и существенные вопросы. Поэтому не надо сегодня делать то, о чем завтра придется жалеть.
— Если предвыборная борьба Дашнакцутюн проходит на положительном фоне, как Вы расцениваете тот факт, что местные власти постоянно чинят препятствия встречам с кандидатом АРФД?
— Я говорю о положительном характере наших действий. Я не говорю о действиях других. Сегодня предвыборная борьба, на мой взгляд, проходит в нездоровой атмосфере, вследствие чего можно оказаться в нежелательной ситуации. Если критиковать бывшую власть, могут навесить ярлык защитника, прислужника, ставленника нынешней власти. Если критиковать нынешних, бывшие начинают прокладывать себе дорогу. Ни у кого нет смелости сказать, к чему они действительно стремятся. Бывшие не осмеливаются заявить: идем сменить курс, а начинают критиковать коррупцию, несправедливость и другие явления, которые существовали и при них. Эта атмосфера чревата двумя опасностями: во-первых, конфронтацией и столкновениями, от которых наша страна не выиграет, во-вторых, повсеместной раздачей избирательных взяток, к чему сегодня готовятся все. Раздачей взяток занят не один кандидат, а все кандидаты. К чему мы придем? Я призываю всех к сдержанности, к тому, чтобы не вести страну в нежелательном направлении, поскольку сегодня борьба идет не просто за смену власти, а за формирование новой власти. Она должна получить вотум доверия народа благодаря своим программам, а не исходя из принципа “против кого-то”.