После митингов кандидата в президенты РА Сержа Саркисяна число тех, кто собирался за него голосовать, сокращается, утверждает руководитель аванского предвыборного штаба первого президента РА Левона Тер-Петросяна Ованнес Игитян
— Г-н Игитян, какие предвыборные настроения царят в ереванской общине Аван? Есть ли явления, общие для всех общин страны?
— Да, есть. Это те явления, которые характерны для системы управления Армении, для режима. Есть также явления, присущие только Авану. С одной проблемой, мы, члены команды первого президента РА, столкнулись почти во всех общинах – это аренда помещений под предвыборный штаб. В Аване решение этого вопроса настолько усложнилось, на граждан, решивших предоставить нам помещения, оказывалось такое давление, что каждый раз, когда проблема решалась, нам казалось, что мы одерживаем большую победу. Мы поняли, что власть пытается не допустить создания в Аване предвыборного штаба Тер-Петросяна. Но штаб был создан. Если бы мы жили в нормальном государстве, то имевшихся в нашем распоряжении фактов было бы достаточно для возбужденя нескольких уголовных дел и привлечения к ответственности виновных. Мелкие чиновники настолько привыкли к безнаказанности, что надеются и на этот раз избежать наказания. Но они ошибаются.
— В Генпрокуратуре создана следственная группа, которая должна изучать и в случае необходимости давать ход фактам избирательных нарушений. Один из следователей этой группы, Корюн Пилоян, на днях заявил, что значительная часть сигналов о нарушениях законов не содержит конкретики, не указываются имена лиц, совершивших преступление. А вы располагаете конкретными именами?
— Конечно, у нас есть конкретные факты, конкретные имена. Но дело в том, что каждый должен сам заявлять о том, что на него оказывается давление. Однако по каким-то причинам люди не хотят жаловаться, они, наверное, не верят, что добьются результата. Наряду с этим мы наблюдаем положительное явление, которое сводит на него усилия тех, кто посредством давления и запугивания пытается помешать предвыборной агитации Тер-Петросяна. Каждый раз, когда владелец арендованного нами помещения возвращал нам выплаченную ему сумму и получал обратно ключи, он становился членом нашей агитгруппы или штаба, доверенным лицом, потому что начинал понимать, против кого и почему он должен вести борьбу. Я иногда думаю, что препятствия против нас чинят чиновники среднего и низшего звена. Я даже не исключаю, что в случае увеличения количества жалоб власти представят этих чиновников козлами отпущения и заявят, что именно они оказали им медвежью услугу. Вспомним, как после парламентских выборов были возбуждены уголовные дела против членов избирательных комиссий и раздававших взятки доверенных лиц.
— Получил ли ваш штаб сигналы о сборе паспортных данных, о раздаче избирательных взяток и других нарушениях?
— Мы не только получаем сигналы, но и принимаем граждан. Помимо уточнения достоверности информации мы также составляем списки людей — в основном сотрудников кондоминиумов, окружных муниципалитетов, которые злоупотребляют своим должностным положением и участвуют в агитационной работе в основном в пользу кандидата властей, что, кстати, является уголовно наказуемым деянием. На прошлогодних парламентских выборах эти чиновники уже выполняли подобную работу и сейчас думают, что и на этот раз могут совершить аналогичные нарушения. Но на этот раз народное движение, которое сформировалось вокруг первого президента РА Левона Тер-Петросяна, я думаю, позволит нейтрализовать подобные нарушения. Кроме того, все полученные нами факты и сведения мы передаем сотрудничающей с нами международной наблюдательской миссии.
— Какова предвыборная ситуация в Аване?
— Возможно, это прозвучит странно, но в последнее время на настроения избирателей повлияли два обстоятельства. Во-первых, это приход в наш штаб кандидата в президенты РА Левона Тер-Петросяна. Его визит в значительной мере способствовал преодолению атмосферы страха, которая царила в общине. После этого поток людей в наш штаб заметно возрос. Второе обстоятельство состоит в том, что прошедший 4 февраля в Аване митинг Сержа Саркисяна и присущие периоду застоя или 37-му году административные методы, которые были применены с целью обеспечить присутствие на митинге как можно большего числа людей, вызвали в общине широкую волну протеста. В одном случае старшеклассников заставили явиться на митинг и часами стоять на площади, в другом – людей оторвали от работы и на автобусах привезли на встречу с Сержем Саркисяном. Люди действительно были возмущены. Митинг, организованный подобными методами, если и не обеспечил нашу полную победу в Аване, то во всяком случае сократил число людей, которые до этого надеялись, что действующая система сможет повести страну вперед. Я думаю, сегодня у народа больше шансов выбрать президента в результате свободного волеизъявления. И этот шанс совпадает с нашими интересами.