говорит политический аналитик Степан Григорян
— Однодневный визит в Москву первого президента Армении Левона Тер-Петросяна в качестве кандидата на пост главы государства вызвал многочисленные отклики и удостоился различных оценок как в армянской, так и в российской прессе. На Ваш взгляд, насколько важно отношение внешнего мира к кандидатам в президенты Армении и может ли оно сыграть решающую роль с точки зрения предпочтений граждан РА?
— Прежде всего подчеркну, что необходимо привыкнуть к тому, что мы сами выбираем президента нашей страны, и в вопросе нашего выбора мы не должны ориентироваться на то, что говорят о наших кандидатах в США, России или Европе. Я не знаю о деталях визита Тер-Петросяна в Москву, но как политический аналитик исключаю, чтобы Россия как серьезная страна ошиблась и на этот раз. Мы помним, что произошло во время выборов президента Украины Ющенко, во время выборов президента Грузии Саакашвили, когда Россия сориентировалась с большим опозданием и неверно. Страна такого масштаба, как Россия, не может повторить эту ошибку. Я убежден, что РФ, учитывая, что единственным надежным партнером России в этом регионе все еще является Армения, внимательно следит за событиями в нашей стране. И с того момента, когда там поняли, что Левон Тер-Петросян пользуется очень большой поддержкой, а тем более после того, как в митинге 9 февраля приняло участие 150 тысяч человек, Россия начала предпринимать конкретные шаги, в результате которых Тер-Петросян получил приглашение посетить РФ, где состоялась его встреча с вице-премьером России Медведевым. Тем самым Российская Федерация проявила свое отношение к Левону Тер-Петросяну. Я убежден, РФ пришла к выводу, что Тер-Петросян — приемлемый для нее кандидат, который будет вести нормальную политику и продолжит стратегическое партнерство с Россией, установленное именно при Тер-Петросяне.
— В таком случае каковы интересы наиболее серьезных соперников России — США и европейских стран?
— Понятно, что в Европе и США тоже внимательно следят за происходящими в Армении процессами. Свидетельством этого является запланированный визит Лугара в Армению. Я думаю, что во время наших выборов позиция США и Европы должна проявиться не в формальном, а в принципиальном и объективном подходе их наблюдательских миссий, а также в дипломатических формулировках относительно выборов. Пока этот принципиальный и объективный подход отражается в промежуточных докладах, опубликованных находящимися в Армении международными наблюдательскими миссиями. В них зафиксирован факт вопиющего неравенства в деле освещения предвыборной кампании кандидатов.
— Как избрание Левона Тер-Петросяна или Сержа Саркисяна может повлиять на урегулирование нагорно-карабахского конфликта и армяно-турецкие отношения?
— Все мы должны понять, что международное сообщество хорошо понимает (я это чувствую из личных контактов с представителями различных международных организаций, дипломатами), что если Серж Саркисян станет президентом страны, в этих сферах подвижек не будет, поскольку Саркисян является наследником Роберта Кочаряна и проводимой им политики. С 1998 г. по сей день политика Кочаряна состояла в замораживании проблемы в контексте карабахского урегулирования, а в армяно-турецких отношениях прогресса вообще не было – армянская сторона не сделала ни одного реального и конструктивного шага в направлении нормализиации этих отношений. В этом плане позиция Тер-Петросяна существенно отличается и сводится к следующему: предпринять серьезные шаги для улучшения отношений с соседними странами. Международной общественности известно, что у первого президента иные подходы к этим вопросам. Кстати, примитивные патриоты пытаются использовать эту позицию и этот подход против Тер-Петросяна, но безуспешно, поскольку именно такая позиция способствует усилению Армении. Разница между Сержем Саркисяном и Левоном Тер-Петросяном состоит в том, что ни международное сообщество, ни наши соседи никаких ожиданий от Саркисяна не имеют.
— А как Вы расцениваете внутриполитические и предвыборные процессы в нашей стране на данном этапе?
— Мне очень жаль, что на данном этапе действующие власти открыто идут на насилие. Мы все понимаем, что в нашей стране трудно провести идеальные выборы, но то, что происходит в эти дни, действительно вызывает тревогу – насилие, активное вовлечение силовых структур в избирательные процессы. Представьте, что сегодня действующая власть ведет борьбу против нескольких пользующихся любовью народа деятелей или их семей – Вазген Саркисян, Карен Демирчян. А сейчас принялись за семью Манука Гаспаряна. До какой степени морального падения они дошли! Эти власти не любят тех, кого любит народ. А это значит, что действующая власть каждый день доказывает нам, что в этой стране они чужие. Я сам против такого мышления, но сейчас я начинаю верить что для них Армения — чужая страна. В противном случае как понять тот факт, что сына столь любимого народом и недавно ушедшего из жизни Манука Гаспаряна подвергли жестокому избиению только за то, что он является их политическим оппонентом. Я хочу, чтобы в этой стране сформировалась нормальная власть и сформировалась посредством свободных выборов. Я не сомневаюсь, что процесс смены власти, начавшийся 21 сентября 2007 г., завершится 19 февраля одним туром и победой Тер-Петросяна. В России поняли, что мнение армянского народа невозможно игнорировать. В Армении этого не понимают. Нельзя идти против народа. Между тем примитивное сопротивление властей приведет к тому, что они будут наказаны.