Так полицейские отвечали на вопрос прогуливавшихся вчера по Северному проспекуту граждан о том, почему их забирают в полицию
В рамках народных гуляний по Северному проспекту 26-е марта было объявлено днем чтения книг и газет. Участники акции должны были принести с собой книги и газеты и в 18.30 встать вдоль Северного проспекта и в течение 15 минут читать вслух. Однако уже в 17.30, когда вместе с правозащитником Варданом Арутюняном мы находились на указанном месте, увидели, как полицейские заталкивают в “вилис” пожилую женщину. Не успели мы подбежать к ней, как стражи порядка забрали молодого человека. После этого полицейский в чине, указав на спокойно стоявшего пожилого мужчину, сказал: “Уведите этого”. “Почему?” – спросил мужчина. “Потому”,- ответил ему полицейский. “Забирайте”,- пожал плечами мужчина. Тут полицейский повернулся ко мне и приказал: “Иди отсюда, не стой”. “Почему?” – спросила я. “Потому” – последовал ответ. “Назовите пункт закона, по которому мне запрещено здесь стоять”,- заявила я, чем вызвала явное раздражение у стража порядка. Сообщив, что являюсь журналисткой, я упустила возможность подготовить репортаж с места события. Однако, судя по действиям властей, такая возможность еще представится, и у моих коллег еще будет повод осветить работу полиции “изнутри”. Вскоре один из полицейских с дубинкой набросился на оператора “Интерньюс”, который снимал происходящее. К счастью, благодаря вмешательству присутствовавшего там высокого чина, оператора оставили в покое.
То, что вчера происходило на Северном проспекте, напоминало театр абсурда. Например, проходившие мимо три девушки сделали замечание: почему задерживаете людей? Через некоторое время их вернули, посадили в “вилис” и увезли. Аналогичное замечание сделал и мужчина на костылях. “Как вам не стыдно. Задержите и меня”,- сказал он. Однако это был единственный случай, когда полиция не отреагировала. Хотя после этого стражи порядка пытались подвергнуть приводу пожилую женщину с тростью. Женщина, оказавшаяся на проспекте в домашнем платье, возмущенно кричала: “Что, мы уже не имеем права выходить во двор?” Она сказала, что зовут ее Мелине, живет по соседству. “Вот мой балкон”,- показала Мелине. Оказалось, что ее муж, Норик Навасардян, решил выйти на улицу погулять с собакой. Через некоторое время соседка сообщила, что его забрала полиция. “Я подошла, а полицейские мне заявляют: ваш муж митинговал. Какой митинг? Он, что, вышел с собакой устраивать митинг? Никто не смог дать мне вразумительный ответ”,- сказала женщина.
Вчера полицейские подвергли приводу около 50 человек, причем не только случайно оказавшихся в этом районе и действительно вышедших на прогулку или спешивших на концерт граждан, но и людей известных — председателя Социал-демократической партии Гнчакян Людмилу Саркисян (она пыталась не допустить, чтобы полицейские забрали одного из граждан, а в итоге в полицию доставили и ее), члена партии “Демократическая Родина” Гагика Нерсисяна, сына этнографа Грануш Харатян Арсена Харатяна, являющегося участником движения “Началось”, отца депутата парламента Армена Мартиросяна Павла Мартиросяна, дочерей члена политсовета партии “Республика” Смбата Айвазяна Татевик и Рузан… Всех перечислить невозможно. Таким образом акция превращения Северного проспекта в читальню провалилась, что стало своеобразным подтверждением высказанной в свое время Робертом Кочаряном мысли о том, что времена чтения книг прошли.
Начальник отдела уголовного розыска управления ереванской полиции Артем Бабаян в качестве обоснования своих действий сказал корреспонденту радио “Свобода” несколько больше, чем просто “потому”: “Разве невозможно, чтобы на этой улице оказался объявленный в розыск преступник? Возможно, не так ли? Можно ли это выяснить в таких условиях? Нельзя. Для этого есть соответствующие отделы, места, скоординированная работа”. На вопрос, почему преступников ищут именно на Северном проспекте, Бабаян заявил: “А почему нет. У нас есть сведения, что подобного рода люди могут совершить здесь преступление”. На вопрос, как делается выбор – по внешности или иначе, Артем Бабаян ответил: “Мы же профессионалы”.
Родные подвергнутых приводу лиц до позднего вечера находились у здания полиции общины Кентрон. Никаких разъяснений о статусе задержанных им не представили, а депутатам парламентской фракции “Наследие” не разрешили пройти в отделение. Позже стало известно, что граждане, доставленные в полицию нашими “профессионалами”, отпущены. К 23 часам в полиции оставались лишь 7 человек.